УИД: 29RS0014-01-2024-001219-50
Строка 2.077, г/п 300 руб.
Судья Жданова А.А. | 31 октября 2024 года | |
Докладчик Попова Т.В. | Дело № 33-8519/2024 | город Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Вальковой И.А., Поповой Т.В.,
при секретаре Тюрлевой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Васильева В.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчете размера пенсии по апелляционной жалобе Васильева В.М. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года по делу № 2-2251/2024.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
Васильев В.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Отделение) о перерасчете размера пенсии. В обоснование исковых требований указал, что является получателем страховой пенсии по инвалидности с 16 декабря 2011 года. В период с 29 октября 1986 года по 16 декабря 1988 года он проходил военную службу по призыву в войсковых частей № и № (<данные изъяты>), в войсковой части № (<данные изъяты>), которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 02 февраля 1989 года он устроился на работу в пос. Ширшинский Приморского района Архангельской области, где работал до 2010 года. При оценке пенсионных прав его пенсия рассчитана по п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). 22 января 2024 года он обращался в клиентскую службу пенсионного органа с заявлением о включении периода военной службы в «северный» стаж, 26 января 2024 года его заявление снято с рассмотрения. Просил произвести перерасчет размера пенсии, с учетом включения военной службы по призыву в северный стаж в льготном исчислении в соответствии с п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении иска настаивал по аналогичным основаниям. Пояснил, что просит произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2022 года. Включение периода военной службы в «северный» стаж необходимо ему для последующего назначения страховой пенсии по старости, а также это даст ему право на получение повышенной фиксированной выплаты.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на правильный расчет пенсии истца.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований Васильева В.М. к Отделению о перерасчете размера пенсии отказано.
С указанным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что все необходимые условия для включения военной службы по призыву в «северный стаж» им соблюдены, суду представлены соответствующие доказательства. Указывает, что на основании вновь поступивших справок о заработной плате отношение среднемесячного заработка за период 1989-1995 гг. к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составляет 0,927. С учетом изложенного, размер среднемесячной заработной платы, применяемой как для расчета пенсии по п. 3, так и по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении пенсионных прав будет составлять 1549,01. Полагает, расчетный размер пенсии по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 851,96. В материалах дела отсутствует решение об отказе в перерасчете пенсии по старости от 12 декабря 2022 года №. Факт его обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости содержится в указанном решении о перерасчете пенсии. Считает, суд нарушил его право выбора как застрахованного лица на определение величины расчетного пенсионного капитала. Им (истцом) было написано заявление о подложности ответчиком доказательств, однако суд не принял никаких мер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Указал, что обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему отказывают в перерасчете размера пенсии. Считает, что поскольку отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране составляет 0,927, размер среднемесячной заработной платы, применяемой как для расчета пенсии по п. 3, так и по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении пенсионных прав будет составлять 1549,01.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, истец является получателем пенсии по инвалидности. При назначении пенсии расчётный размер пенсии истца, рассчитанный как с применением правил подсчёта общего трудового стажа, предусмотренного п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и с применением правил подсчёта общего трудового стажа, предусмотренного п. 4 ст. 30 данного закона, составил менее 660 рублей. Потому пенсионным органом принят минимально возможный расчётный размер трудовой пенсии 660 рублей, конвертация пенсионных прав произведена по п. 4 ст. 30 указанного закона. При льготном подсчёте общего трудового стажа (периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере, а период военной службы по призыву – в двойном размере) на основании тех документов, которые представлены истцом при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии, у истца на 01 января 2002 года имелся общий трудовой стаж продолжительностью 15 лет 05 месяцев 25 дней, а на 01 января 1991 года (учитывается для определения суммы валоризации) – 07 лет 06 месяцев 17 дней. Отношение фактически имеющегося общего трудового стажа к полному (требуется 300 месяцев, имеется 185,83333333) составит 0,61944444, а сумма валоризации увеличится на 7 процентов (за 7 полных лет общего трудового стажа, приобретённого до 01 января 1991 года).
При календарном подсчёте общего трудового стажа у истца на 01 января 2002 года имеется общий трудовой стаж продолжительностью 09 лет 09 месяцев 02 дня, а на 01 января 1991 года – 04 года 05 месяцев 15 дней. Отношение фактически имеющегося общего трудового стажа к полному (требуется 300 месяцев, имеется 117,06666666) составит 0,39022222, а сумма валоризации увеличится всего на 4 процента (за 4 полных лет общего трудового стажа, приобретённого до 01 января 1991 года).
Для расчёта размера пенсии пенсионный орган первоначально принял сведения о заработной плате истца за 2000-2001 годы, которые содержатся на его индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, а именно за период с сентября 2001 года по декабрь 2001 года. Сумма его заработка за указанные 4 месяца составила 8 616 рублей 08 копеек. При этом отношение среднемесячного заработка истца за этот период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) составило 0,218, которое и было принято для расчёта размера пенсии истца.
09 декабря 2022 года в пенсионный орган поступила справка ГБСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области «Ширшинский психоневрологический диспансер» о размере заработка истца за июль-декабрь 1992 года. С учетом данной справки, а также справок архивного отдела Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» и архива Военно-Морского Флота о размере заработка истца за 1989-1995 годы, ответчиком принято решение о перерасчете пенсии истца с 1 января 2022 года в сторону увеличения с учетом отношения среднемесячного заработка истца за этот период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) – 0,927. При этом конвертация пенсионных прав истца произведена с 1 января 2022 года по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а спорный период военной службы учтен для расчета суммы коэффициентов, как наиболее выгодный для истца вариант расчета.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец просит включить период военной службы в «северный» стаж, произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения военной службы по призыву в северный стаж в льготном исчислении в соответствии с п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для их удовлетворения, поскольку для истца наиболее выгодный вариант конвертации даже с учетом периода службы – это конвертация по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Включение данного периода в стаж с особыми климатическими условиями для установления повышенного фиксированного размера пенсии не допускается.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым дана верная правовая оценка, выводы в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии, а также периоды работы или иной деятельности, включаемые в стаж, определены ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст. 15 указанного закона размер страховой пенсии по старости зависит, в том числе от индивидуального пенсионного коэффициента, который определяется по определенной формуле. Так, величина индивидуального пенсионного коэффициента зависит от индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и определяется по формуле, одной из составляющих которой являются: размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в ч. 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ч. ч. 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».
Согласно ч. 12 ст. 15 закона, коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 12 данного закона (период прохождения военной службы по призыву), а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8.
В силу ст. 15 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется также по формуле и зависит, в том числе от суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 29.1 данного закона, сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), также определяется по формуле, одной из составляющих которой является часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривали оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу п. 3 ст. 30 данного закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Согласно п.3 ст.30 данного закона, расчетный размер трудовой пенсии зависит от величины стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд (по выбору застрахованного лица) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период и определяется по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Исходя из п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле и зависит, в том числе от стажевого коэффициента, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Из указанных положений ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что периоды любой военной службы (как службы по призыву, так и службы по контракту) подлежат включению только в страховой стаж. При этом для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, периоды, указанные в ч. 12 ст. 15 данного закона, а это периоды военной службы, причем как службы по призыву, так и иной военной службы, по выбору застрахованного лица могут учитываться при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральным законом от 21 марта 2005 года №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» либо при определении суммы коэффициентов.
Как установлено п. 4 ст. 30 вышеуказанного закона, расчетный размер трудовой пенсии в данном случае определяется по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в который включаются также периоды работы, службы и пр. периоды трудовой деятельности. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов службы по призыву, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном и полуторном размере соответственно, т.е. закон предусматривает льготное исчисление ряда периодов деятельности гражданина, при осуществлении конвертации по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Таким образом, расчетный размер пенсии по п. 3 и п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по формулам, которые не являются одинаковыми. Исходя из п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении расчетного размера пенсии учитывается также заработная плата по стране, расчетный размер исчисляется из отношения заработка гражданина и заработка по стране, в отличие от расчета, осуществляемого по п. 4 ст. 30 данного закона. Пунктом 4 ст. 30 закона предусмотрена возможность включения ряда периодов деятельности в льготном исчислении, при его применении учитывается не отношение заработка гражданина к заработку по стране, а осовремененный заработок за любые 60 месяцев работы подряд. При этом расчет отношения заработка гражданина к заработку по стране, осуществляемого по п. 3 ст. 30 данного закона, отличен от расчета осовремененного заработка, осуществляемого по п. 4 ст. 30 закона.
Как следует из материалов дела, при льготном подсчёте общего трудового стажа (периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере, а период военной службы по призыву – в двойном размере) в соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», у истца на 1 января 2002 года имеется общий трудовой стаж продолжительностью 17 лет 09 месяцев 06 дней, а на 01 января 1991 года (учитывается для определения суммы валоризации) – 9 лет. Отношение фактически имеющегося общего трудового стажа к полному (требуется 300 месяцев, имеется 213,2) составит 0,71066667, а сумма валоризации увеличится на 9 процентов (за 9 полных лет общего трудового стажа, приобретённого до 01 января 1991 года). При этом осовремененный заработок с 1989 по 1995 год составил 844 рубля 16 копеек, соответственно и размер пенсии истца при таком порядке расчета составит 13 026 рублей 60 копеек (4891 рублей 71 копейка + 8134 рубля 89 копеек).
При календарном подсчёте общего трудового стажа с применением конвертации по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца на 1 января 2002 года имеется общий трудовой стаж продолжительностью 10 лет 03 месяца 27 дней, а на 01 января 1991 года – 04 года 05 месяцев 16 дней. Отношение фактически имеющегося общего трудового стажа к полному (требуется 300 месяцев, имеется 123,9) составит 0,41300000, а сумма валоризации увеличится всего на 4 процента (за 4 полных лет общего трудового стажа, приобретённого до 01 января 1991 года). При этом отношение среднемесячного заработка истца за этот период к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) составит 0,927, а размер пенсии истца при таком порядке расчета составит 12 920 рублей 17 копеек (4785 рублей 28 копеек + 8134 рубля 89 копеек).
При расчете пенсии по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом периода военной службы, учтенного суммой коэффициентов в соответствии с ч.12 ст.15 ФЗ «О страховых пенсиях» (коэффициент 1,8), у истца на 1 января 2002 года имеется общий трудовой стаж продолжительностью 8 лет 02 месяца 09 дней, а на 01 января 1991 года – 02 года 03 месяца 28 дней. Отношение фактически имеющегося общего трудового стажа к полному (требуется 300 месяцев, имеется 98,3) составит 0,32766667, а сумма валоризации увеличится всего на 2 процента, а размер пенсии истца при таком порядке расчета - 13 175 рублей 22 копейки.
При таких обстоятельствах для истца, как правильно указал суд первой инстанции, наиболее выгодно применять порядок определения расчётного размера трудовой пенсии, установленный п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом периода военной службы для определения величины пенсионного коэффициента.
Учитывая изложенное, ответчиком права истца при осуществлении конвертации по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при любом определении расчетного размера пенсии как по п.3 ст. 30, так и по п. 4 ст. 30, его отношение среднемесячного заработка за период 1989-1995 гг. к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составляет 0,927, соответственно, размер среднемесячной заработной платы, применяемой как для расчета пенсии по п. 3, так и по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении пенсионных прав будет составлять 1549,01, основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, регламентирующего порядок оценки пенсионных прав. Как указано выше, расчетный размер пенсии по п. 3 и п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по формулам, которые не являются одинаковыми, при этом различие состоит не только в подсчете стажа, но и учете среднемесячного заработка, рассчитываемого по-разному (расчет отношения заработка гражданина к заработку по стране, осуществляемого по п. 3 ст. 30 данного закона, отличен от расчета осовремененного заработка, осуществляемого по п. 4 ст. 30 закона). Истец же считает, что к обоим вариантам конвертации следует применять его отношение среднемесячного заработка за период 1989-1995 гг. к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период в размере 0,927, что пенсионным законодательством недопустимо. При применении конвертации по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в расчет принимается не фактический, осовремененный заработок, и не отношение заработка гражданина к заработку по стране.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении его права на выбор как застрахованного лица на определение величины расчетного пенсионного капитала, с учетом того, что выбранный им вариант не является для него выгодным, размер пенсии уменьшится, истец ошибочно толкует нормы пенсионного законодательства и производит расчет размера пенсии по избранному варианту с нарушением норм законодательства, осуществление конвертации его пенсионных прав ответчиком по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» нарушением прав истца не является.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж с особыми климатическими условиями периода службы, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, а также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, исходил из того, что право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Вместе с тем, за работу в районах Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, согласно ч. ч. 4, 5, 6 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 данного Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, условием для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие необходимого количества страхового стажа и стажа в особых климатических условиях. Нормы ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Положения ч. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» допускают при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию включение периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), но только для целей определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Принимая во внимание, что на момент прохождения истцом военной службы по призыву возможность установления фиксированной выплаты к страховой (трудовой) пенсии по старости законом не была предусмотрена и при внесении впоследствии соответствующих положений в нормативный правовой акт законодатель был вправе установить условия их реализации, в том числе, отличные от условий реализации права на назначение страховой пенсии по старости, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж с особыми климатическими условиями периода службы с 29 октября 1986 года по 16 декабря 1988 года для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, является верным.
Судом первой инстанции правильно применены к спорным отношениям указанные нормативные положения и установлены юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства.
Включение периода службы в стаж с особыми климатическими условиями для целей конвертации не допускается.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии по старости от 12 декабря 2022 года № подтверждает факт его обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости, опровергаются данным решением, копией заявления истца от 6 декабря 2022 года, из которых следует, что 6 декабря 2022 года истец обращался за перерасчетом размера пенсии. В этом ему отказано данным решением. Основания считать, что истец обращался за назначением пенсии, а ему отказано в перерасчете, при наличии копии заявления истца, им подписанного, где содержится просьба о перерасчете размера пенсии, у судебной коллегии не имеется.
Ссылки истца на подложность доказательств несостоятельны, учитывая, что в установленном порядке ни один из документов, представленных ответчиком, не признан недействительным, доказательств подложности данных документов в материалах дела не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, предусматривающих порядок осуществления оценки пенсионных прав. Кроме того, повторяют правовую позицию стороны истца, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, в связи с чем и оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева В.М. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 ноября 2024 года.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи И.А. Валькова
Т.В. Попова