Решение по делу № 2а-17/2021 от 29.12.2020

Дело № 2а – 17/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Сернур                                                                                           21 января 2021 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Николаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой Сернурского района в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов с нарушением требований федерального законодательства. Прокуратурой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на Интернет-сайте с URL – адресом <данные изъяты>, в котором размещена информация об использовании капканов при охоте на животных. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной Интернет-страницы может любой пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.whois-service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах страницы сайта <данные изъяты>, юридическом адресе отсутствуют. Частью 1 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты. Статьей 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту. Применение капканов для добычи животных является нарушением запретов, установленных п.п. 51, 52.1.1 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2010 года № 512. Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах изготовления и принципах эксплуатации запрещенных орудий отлова животных, за использование которых предусмотрена административная и уголовная ответственность, в связи с чем информация, размещенная на Интернет-странице <данные изъяты>, относится к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Размещенная информация находится в широком доступе, что оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об охоте и охране объектов животного мира. Признание информации, размещенной на Интернет-сайте с URL – адресом <данные изъяты>, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, позволит внести указанную страницу сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет». На момент проверки данный указатель сайта в Едином реестре отсутствует. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте с URL-адресом <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указывает, что в случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на всей территории Российской Федерации, судебное решение следует направить в адрес Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл.

В судебном заседании прокурор Николаева Е.А. административные исковые требования поддержала по изложенным в административном иске доводам, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Согласно ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Пунктом 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года № 575, предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Таким образом, оператор связи должен предоставлять пользователям отвечающие требованиям закона услуги, включая передачу информации в сети Интернет.

Положениями ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 3 и 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ (далее - оператор реестра). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ (далее - оператор реестра). Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ) животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

На основании ст. 12 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира, поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания, осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (ст. 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ).

Статьей 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ предусмотрено, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром, в том числе охота.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты, в том числе установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц.

На основании п. 61 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года № 477, отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.

При осуществлении охоты запрещается использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука, лесной куницы, соболя, горностая, выдры, бобров, ондатры, за исключением отлова волка в целях регулирования его численности (п. 62.3 Правил охоты).

Согласно ст. 137 Гражданского кодекса РФ при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

За осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты предусмотрена административная ответственность по ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

За жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, или в присутствии малолетних предусмотрена уголовная ответственность по ст. 245 УК РФ.

При таких обстоятельствах, действующим законодательством установлены ограничения при осуществлении охоты, в том числе на использование допустимых орудий и способов охоты, и требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, содержащих запрет на применение капканов в случаях, не предусмотренных законом.

Судом установлено, что прокуратурой Сернурского районапроведена проверка, в ходе которой выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, на которой размещена информация о правилах подготовки и установки капканов, способах охоты на бобра. Вход на сайт свободный, предварительная регистрация и пароль не требуются, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанный сайт не включен.

Сервис whois-service.ru не содержит информацию о данных администратора доменного имени <данные изъяты>, а также иную информацию о данном доменном имени.

На момент рассмотрения дела указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в результате чего запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Распространение практических советов о запрещенных способах охоты на диких животных в сети «Интернет» является фактором, способствующим совершению административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и побуждает неопределенный круг лиц к причинению ущерба окружающей среде и состоянию охотничьих ресурсов, а также оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое развитие граждан, в том числе несовершеннолетних, как допускающее возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, запрещенных законодательством способов охоты на диких животных с использованием ногозахватывающих удерживающих капканов.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на странице сайта <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Учитывая, что предметом административного иска является признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на странице сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл для включения Интернет-сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                                                           Д.Г. Попова

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2021 года.

2а-17/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сернурского района
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на странице суда
sernursky.mari.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация административного искового заявления
29.12.2020Передача материалов судье
29.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее