Решение по делу № 33-2237/2024 от 06.02.2024

    Судья: Янышева З.В.                    Дело №33-2237/2024 (№ 2-1556/2023)

    Докладчик: Котляр Е.Ю.                   УИД 42RS0018-01-2023-001923-04

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    5 марта 2023 г.                                                                           г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Першиной И.В.,

судей: Вязниковой Л.В., Котляр Е.Ю.,

при секретаре Марченко Ю.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Котляр Е.Ю.,

    гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – Сытовой Натальи Михайловны

    на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 декабря 2023 г.

    по иску Лариной Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении.

    УСТАНОВИЛА:

Ларина Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу) о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, ссылаясь на следующие обстоятельства.

10.05.2023 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 15.05.2023 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности (на 31.12.2022 в наличии 25 лет 11 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 30 лет).

Истец с таким решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим её право на своевременное назначение пенсии.

С учетом уточнения исковых требований (л.д. 5 том 2), просила засчитать периоды работы с 06.08.2005 по 20.11.2007; с 20.11.2012 по 10.04.2020; с 28.07.2020 по 04.08.2020; с 09.08.2020 по 22.08.2020 в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой помощи» (л.д. 39 том 1).

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 декабря 2023 г. решение ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу от 15.05.2023 признано незаконным в части отказа во включении периодов работы истца с 06.08.2005 по 20.11.2007, с 20.11.2012 по 10.04.2020, с 28.07.2020 по 04.08.2020, с 09.08.2020 по 22.08.2020 в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи» в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.

На ответчика возложена обязанность зачесть периоды работы Лариной Т.В. с 06.08.2005 по 20.11.2007, с 20.11.2012 по 10.04.2020, с 28.07.2020 по 04.08.2020, с 09.08.2020 по 22.08.2020 в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи» в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу Сытова Н.М., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Указывает, что суд не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на льготное исчисление специального стажа при досрочном пенсионном обеспечении, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Однако, истец выполняла трудовую функцию фельдшера, работала по данной конкретной специальности, квалификации и должности.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истец все спорные периоды работала фельдшером выездной бригады, данные периоды переданы работодателем без кода льготных условий исчисления стажа.

Так как спорные периоды работы истца имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то они должны быть подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета, либо представленными истцом письменными доказательствами, отвечающими требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем, представленными доказательствами, а также сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица не подтверждается, что характер работы истца в названные периоды соответствовал Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 №781.

При этом судом не учтено, что должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными, в связи с чем сделал необоснованный вывод об установлении их тождественности.

Ссылается на судебную практику по аналогичным делам.

    Относительно доводов апелляционной жалобы истцом Лариной Т.В., а также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой помощи» Быстровой С.В. принесены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение не отвечает, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда с принятием по делу нового решения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10.05.2023 Ларина Т.В. обратилась в ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 15.05.2023 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (на 31.12.2022 в наличии 25 лет 11 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 30 лет).

Не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы: в ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой помощи» (ранее - Муниципальная городская станция скорой медицинской помощи, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи») в должности фельдшера выездной бригады на Орджоникидзевской подстанции, фельдшера в анастезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анастезиологии и реанимации с 01.08.1998 по 10.04.2020, с 28.07.2020 по 04.08.2020, с 09.08.2020 по 22.08.2020, так как наименование должности и структурного подразделения не соответствует наименованию, предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении.

Указанные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении.

Не согласившись с решением ответчика и обратившись в суд, истец ссылалась на тождественность выполняемых должностных обязанностей по должности фельдшера и медицинская сестра-анестезист.

Проанализировав устав ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой помощи», лицензии, выданные учреждению в период с 1994 года по настоящее время, должностные инструкции фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации, фельдшера в группе анестезиологии-реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады и медсестры - анестезиста, суд первой инстанции установил, что, работая в должности фельдшера анестезиста - реаниматора группы анестезиологии и реанимации подстанции Специализированных бригад, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, Ларина Т.В. постоянно работала и выполняла функции, тождественные функциям медицинской сестры-анестезиста подстанции Специализированных бригад. В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о включении периодов работы Лариной Т.В. с 06.08.2005 по 20.11.2007, с 20.11.2012 по 10.04.2020, с 28.07.2020 по 04.08.2020, с 09.08.2020 по 22.08.2020 в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной бригаде, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации ГБУЗ КО «Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи» в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в связи со следующим.

Право на социальное обеспечение по возрасту гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), установлено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781 от 29 октября 2002 г.);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила № 1066 от 22 сентября 1999 г.);

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781 от 29 октября 2002 г.).

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу - фельдшеру, медицинской сестре, работающим на станции скорой и неотложной медицинской помощи (пункт 16 раздела «Наименование учреждений» в том же списке).

На основании пункта 4 Правил № 781 от 29 октября 2002 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. №781).

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. № 781).

В пункте 2 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781.

Пунктом 2 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названы должности: врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.

Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.

Подпунктом 20 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. №258н, предусмотрено подтверждение периода работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. № 538н утвержден перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» части 12 названного перечня, помимо документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего перечня, отнесены документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона №400-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, все спорные периоды приходятся на время после регистрации истца в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно записям в трудовой книжке (л.д. 11-14), 01.08.1998 Ларина Т.В. принята в Муниципальную городскую станцию скорой медицинской помощи на должность фельдшера выездной бригады на Орджоникидзевской подстанции, с 06.08.2005 истец переведена на должность фельдшера в анастезиолого-реанимационной бригаде, 21.03.2006 данную должность считать фельдшер в группе анастезиологии реанимации согласно штатному расписанию от 21.03.2006, 19.10.2009 запись № 1 фельдшер выездной бригады поименована фельдшер согласно штатному расписанию с 1994 г., 21.11.2007 истец переведена на должность фельдшера Орджоникидзевской подстанции, 20.11.2012 переведена на должность фельдшера в группе анастезиологии-реанимации, 01.09.2020 переведена медицинской сестрой-анестезистом в группе анестезиологии-реанимации подстанции Орджоникидзевского района.

Должность фельдшера в группе анестезиологии - реанимации (фельдшера-анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации), была предусмотрена штатным расписанием Учреждения на основании письма Отдела здравоохранения Исполнительного комитета Кемеровской области Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, так как письмом Министерства здравоохранения СССР от 06.01.1987 № 02-14/1-14 было разрешено устанавливать соответственно вместо должностей «медицинская сестра-анестезист» специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности фельдшеров после их подготовки по анестезиологии-реанимации по программе для медицинских сестер-анестезистов, при этом в наименовании должности оставалось указание на полученную квалификацию - фельдшер, с указанием профиля (обязанностей) выездной бригады анестезиста-реаниматора группы анестезиологии-реанимации, в анестезиолого- реанимационной бригаде либо в группе анестезиологии и реанимации.

Указанную должность работодатель предусмотрел с целью укомплектования специализированной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, поскольку в учреждении имелся дефицит медицинских кадров, занимающих должность медицинской сестры - анестезиста, так как согласно п. 9. Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи Приложения № 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013г. № 388н, специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача-анестезиолога-реаниматолога и двух медицинских сестер-анестезистов и водителя. Аналогичное требование содержал Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».

Согласно устава, лицензий, выданных Новокузнецкой клинической станции скорой медицинской помощи в период с 1994 года по настоящее время, учреждение оказывает населению медицинскую помощь (квалифицированную специализированную, в том числе высокотехнологичную, консультативно-диагностическую, профилактическую и лечебную помощь в амбулаторных, стационарных и в рамках выездной работы условиях, с применением высокоэффективных медицинских технологий) (л.д. 136-164 том 1).

В соответствии с лицензиями в учреждении созданы специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации.

На основании п. 9. Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи приложения № 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н, до 20.07.2013 на основании Приказа Минздрава Российской Федерации от 26.03.1999 № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации укомплектовывались выездным персоналом в следующем составе: врач анестезиолог - реаниматолог, вместо медицинских сестер-анестезистов укомплектовывались фельдшерами после их подготовки по анестезиологии и реанимации.

При переводе на должность фельдшера в группе анестезиологии- реанимации, работник проходит обучение по учебной дисциплине: «Реанимация в условиях скорой медицинской помощи».

В материалы дела представлены копии свидетельств и удостоверений о повышении квалификации истца.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541 н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» предусмотрены две самостоятельные должности: фельдшер (скорая медицинская помощь) с соответствующими полномочиями и требованиями к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование в соответствии с квалификационными требованиями, утверждаемыми в установленном порядке, и сертификат специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь» без предъявления требований к стажу работы; медицинская сестра-анестезист с отличающимися от должностных обязанностей фельдшера и следующими требованиями к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Анестезиология и реаниматология» без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшер, которые являются самостоятельными и установление их тождественности необоснованно.

Сам по себе круг обязанностей истца, осуществляющей трудовую функцию фельдшера анестезиста-реаниматора группы анестезиолоии-реанимации, фельдшера в группе анестезиологии-реанимации, фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады, не подтверждает её право на включение указанных периодов в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.

Должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными и установление их тождественности судом первой инстанции произведено неправомерно.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.

В данном случае, материалы дела не содержат доказательств того, что должность истца была поименована неправильно.

Кроме того, как следует из штатных расписаний Новокузнецкой станции скорой медицинской помощи за 2017 -2020 годы, в группе анестезиологии-реанимации имеются отдельные должности «фельдшер» и «медицинская сестра-анестезист» (л.д. 87-94 том 1).

Поскольку спорные периоды работы истца имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то они должны подтверждаться сведениями индивидуального персонифицированного учета либо представленными истцом письменными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем, сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды работы истца не подтверждены как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.

Достоверность сведений индивидуального лицевого счета за период с 06.08.2005 по 22.08.2020 истцом не оспаривалась, с заявлениями об исправлении этих сведений истец к работодателю, в Пенсионный фонд либо в суд не обращалась. Доказательств обратного истцом не представлено.

В рассматриваемом деле недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, надлежащими доказательствами не подтверждена.

Таким образом, в связи с неправильным применением судом норм материального права решение Орджоникидзевского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 18.12.2023 подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 декабря 2023 г. отменить. Принять по делу новое решение.

    В удовлетворении исковых требований Лариной Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о зачете периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении – отказать.

Председательствующий                    И.В. Першина

Судьи                                Л.В. Вязникова

                                    Е.Ю. Котляр

33-2237/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ларина Татьяна Владимировна
Ответчики
ОСФР по КО
Другие
ГБУЗ КО Новокузнецкая станция скорой медицинской помощи
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Котляр Елена Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
07.02.2024Передача дела судье
05.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее