РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Гилёвой О.М.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.,
с участием истца Артемовой Л.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю Лазиной Е.Г.,
рассмотрев 06.06.2022 в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело №2-255/2022 по исковому заявлению Артемовой Любови Александровны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно,
установил:
Артемова Л.А. обратилась в суд с иском Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОПФР по Пермскому краю) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно.
В обоснование иска указала на то, что решением ответчика от 31.03.2022 № ей отказано в установлении пенсии в связи с не достижением пенсионного возраста, определив дату назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ, при этом не включены в стаж периоды отпуска по уходу за детьми: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 14 дней), ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 03 дня), ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 12 дней), ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 28 дней), общи й период нахождения в отпуске за детьми составляет 2 года 2 месяца 27 дней. Со ссылкой на положения статьи 167 КЗоТ РСФСР, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677, Закон СССР от 22.05.1990 №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства, Закон РФ № 3543-1 от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», настаивает на том, что спорные периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми, имевшие место до 06 октября 1992 года, подлежат включению в страховой стаж.
Просит признать решение ОПФР по Пермскому краю №220000009479/135753/22 от 31.03.2022 об отказе в установлении пенсии незаконным; включить периоды отпуска по уходу за детьми с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 19.07.2022.
В судебном заседании истец Артемова Л.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ОПФР по Пермскому краю Лазина Е.Г., действующая на основании доверенности, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку заявленные периоды не могут быть включены в страховой стаж истца на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости у истца возникнет в 2024 году при условии ее трудовой занятости не менее двух лет, при достижении истцом возраста 58 лет.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствие с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, болезни, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушенного права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам при достижении 55 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 ст. 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона для лиц, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года.
В судебном заседании установлено, что 28.03.2022 Артемова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно как лицо, имеющее длительный трудовой стаж.
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю отдела установления пенсий №13 управления установления пенсий № 220000009479/135753/22 от 31.03.2022 Артемовой Л.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с не достижением пенсионного возраста, отсутствием права на страховую пенсию. Из содержания решения следует, что страховой стаж заявителя по состоянию на 28.03.2022 составляет 34 года 7 месяцев 4 дня, отпуска по уходу за детьми имеют место в периоды с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989, кроме того, в период с 04.02.2015 по 07.04.2015 заявитель получала пособие по безработице (л.д.15).
Установлено, что в страховой стаж истца для определения права на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть как лицу, имеющему продолжительный стаж, ответчиком не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989.
При этом указанный страховой стаж по состоянию на 28.03.2022 составляет 34 года 07 месяцев 04 дня.
В соответствие с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При этом в силу положений пункта 3 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" указанным гражданам, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в статьях 3 и 11 - 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" определил понятие страхового стажа, периоды, которые подлежат включению в страховой стаж, и порядок его подсчета, применительно к основаниям для назначения страховой пенсии.
Федеральным законом № 400-ФЗ установлены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж (ст. 11), а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 12).
Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, частью 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Из анализа вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует, что при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с нормами действующего законодательства учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Согласно положениям п.п.1 п.1 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются периоды работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Поскольку отпуска по уходу за детьми не относятся ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, то периоды отпусков по уходу за детьми не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Доводы истца о необходимости применения законодательства, действующего в период нахождения Артемовой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком являются необоснованными.
Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, устанавливающая право граждан, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 указанного закона, введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", и вступила в действие с 01 января 2019 года.
С этой же даты, вступили в действие положения пункта 9 статьи 13 Федерального закона, устанавливающие порядок исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в период нахождения истца в отпуске по уходу за детьми с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989 законодательством не было предусмотрено право на назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием продолжительного страхового стажа не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) ранее достижения пенсионного возраста, а также не был установлен порядок подсчета указанного страхового стажа, в связи с чем оснований для применения какого-либо иного порядка подсчета страхового стажа не имеется.
Доводы истца о том, что спорные периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет подлежат включению в страховой стаж, так как данные периоды начались до 06.10.1992, кроме того в эти периоды действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677, Закон СССР от 22.05.1990 №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства, Закон РФ № 3543-1 от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», несостоятельны.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на данный вид досрочной страховой пенсии в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. При этом право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 37 лет (для женщин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
Возможность включения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю об отказе в установлении пенсии №220000009479/135753/22 от 31.03.2022, включении в страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно с 19.07.2022, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Артемовой Любови Александровны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю – отдела установления пенсий №13 управления установления пенсий об отказе в установлении пенсии №220000009479/135753/22 от 31.03.2022; о включении периодов отпуска по уходу за детьми с 01.03.1987 по 14.05.1988, с 01.06.1988 по 04.07.1988, с 02.09.1988 по 14.01.1989, с 16.04.1989 по 14.11.1989 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно с 19.07.2022, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья
Копия верна: судья