Решение по делу № 2-1867/2019 от 24.04.2019

25RS0004-01-2019-001857-44

Дело № 2-1867/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при секретаре Медведевой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства ПК о возложении обязанности, указав, что в ходе проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что Департаментом лесного хозяйства ПК, вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда ПК. Департамент лесного хозяйства ПК является исполнительным органом государственной власти ПК, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории ПК. По состоянию на 08.02.2019 года материалы лесоустройства ПК, давность которых превышает 10 лет (с учетом переданных в аренду лесных участков), по площади составляют 3 666 620 га, в том числе в разрезе лесничеств: Арсеньевское - 77 201,57 га; Верхне-Перевальнинское- 181 635,0 га; Владивостокское - 372 115,0 га; Дальнереченское - 170 490,36 га; Кавалеровское - 471 040,15 га; Рощинское 256 912,2 га; Сергеевское - 387 893,8 га; Тернейское - 1 030 599,0 га, Уссурийское - 453 481,7 га; Чугуевское - 265 251,05 га. В связи с чем, устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах. Просит суд обязать Департамент лесного хозяйства ПК провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края на общей площади 2 774 590,93 га, в том числе в разрезе лесничеств: Арсеньевское - 77 201,57 га; Владивостокское - 372 115,0 га; Дальнереченское - 170 490,36 га; Кавалеровское - 471 040,15 га; Сергеевское - 387 893,8 га; Тернейское -1 030 599,0 га, Чугуевское - 265 251,05 га, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Аралов Д.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что Департамент лесного хозяйства ПК является исполнительным органом государственной власти ПК, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории ПК, вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда ПК, а именно не проведена таксация лесных участков. Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах. Ссылка представителя ответчика на Проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по лесоустройству» является необоснованной, поскольку в изменения в силу не вступили, и Департамент лесного хозяйства ПК является исполнительным органом государственной власти ПК, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории ПК. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента лесного хозяйства ПК по доверенности Политика А.А. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснил, что Департамент является органом исполнительной власти ПК, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории ПК, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные РФ полномочия в области лесных отношений. В целях проведения лесоустроительных работ на территории лесничеств ПК, Департаментом, в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2018/2019 годы, заключены государственные контракты с ФГБУ «Рослесинфорг» на выполнение работ по лесоустройству (общая площадь 416 016 га), также запланированы заключения контрактов на лесоустроительные работы на территории Сергеевского и Владивостокского лесничеств на общей площади 59 719 га. Несмотря на то, что давность материалов лесоустройства на площади 3 666 620 га лесничеств ПК превышает 10 лет, объемы проведения работ по лесоустройству определяются исходя из объема, доведенного департаменту финансирования. Кроме того, с 01.01.2020 будут отсутствовать полномочия по заключению контрактов на проведение лесоустройства. Таким образом, принимая во внимание отсутствие необходимого запланированного финансирования для обеспечения лесоустроительных работ, а также изменение нормативно правовой базы, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», леса являются объектами охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1 ЛК РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.

В соответствии со ст.5 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Как указано в ч.1 ст.19 ЛК РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

    РќР° основании С‡.1 СЃС‚.50.7 ЛК Р Р¤, леса подлежат охране РѕС‚ пожаров, РѕС‚ загрязнения (РІ том числе радиоактивного Рё нефтяного) Рё РѕС‚ РёРЅРѕРіРѕ негативного воздействия, защите РѕС‚ вредных организмов, Р° также подлежат воспроизводству.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ С‡.3 СЃС‚.50.7 ЛК Р Р¤, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления РІ пределах РёС… полномочий, определенных РІ соответствии СЃРѕ статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено настоящим Кодексом, РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.67 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

В силу п.п. 4,5 ч.1 ст.68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч.1 ст.69.1 ЛК РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Как указано в ч.2 ст.69.1 ЛК РФ, при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В силу п.7 ч.1 ст.83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Постановлением администрации Приморского края от <дата> № 373-на утверждено Положение о департаменте лесного хозяйства ПК, который является исполнительным органом государственной власти ПК, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории ПК.

В соответствии с п.1.1. Положения о департаменте лесного хозяйства ПК, департамент является органом исполнительной власти ПК, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории ПК, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

В ходе проведенной Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что департаментом лесного хозяйства ПК, вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение лесоустройства на землях лесного фонда Приморского края.

По состоянию на <дата> материалы лесоустройства ПК, давность которых превышает 10 лет (с учетом переданных в аренду лесных участков), по площади составляют 3 666 620,0 га, в том числе в разрезе лесничеств: Арсеньевское 77 201,57 га; Верхне-Перевальнинское 181 635,0 га; Владивостокское 372 115,0 га; Дальнереченское - 170 490,36 га; Кавалеровское 471 040,15 га; Рощинское, 256 912,2 га; Сергеевское 387 893,8 га; Тернейское 1 030 599,0 га, Уссурийское 453 481,7 га; Чугуевское - 265 251,05 га. (л.д.9-19).

    РџСЂРё этом, РІ соответствии СЃ С‡.2 СЃС‚.67 ЛК Р Р¤, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Р’ силу Рї.116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом РњРёРЅРїСЂРёСЂРѕРґС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ <дата> в„– 122, проектирование мероприятий РїРѕ охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно СЃ наземной таксацией лесов РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ оценки комплекса воздействующих факторов Рё анализа эффективности выполнения мероприятий РїРѕ охране, защите, воспроизводству лесов. Р’СЃРµ расчеты, связанные СЃ проектированием мероприятий РїРѕ СѓС…РѕРґСѓ Р·Р° лесами, осуществляются РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ итогов распределения площадей Рё запасов лесных насаждений хозяйственных секций РїРѕ классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса Рё данным таксации лесов.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.

Как указано в п.31,32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от <дата> № 122, периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет. Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы).

Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.

Таким образом, материалы лесоустройства Приморского края, давность которых превышает 10 лет (с учетом ранее вынесенного судебного решения) по площади составляют 2 774 590,93 га, в том числе в разрезе лесничеств: Арсеньевское 77 201,57 га; Владивостокское 372 115,0 га; Дальнереченское 170 490,36 га; Кавалеровское 471 040,15 га; Сергеевское 387 893,8 га; Тернейское 1 030 599,0 га, Чугуевское 265 251,05 га.

Департаментом лесного хозяйства ПК, в нарушение требований ст.83 ЛК РФ результативных действий по организации лесоустройства на территории ПК до настоящего времени не принято, ссылка на отсутствие соответствующего финансирования документально не подтверждена.

Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах.

Факт того, что давность таксации лесов устарела, ответчиком не оспаривается, таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо заново спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по указанным лесничествам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса на территории Приморского края законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц удовлетворить.

    РћР±СЏР·Р°С‚СЊ Департамент лесного хозяйства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края провести лесоустройство РІ РІРёРґРµ таксации лесов Рё проектирования мероприятий РїРѕ охране, защите леса РЅР° территории РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РЅР° общей площади 2 774 590,93 РіР°, РІ том числе РІ разрезе лесничеств: Арсеньевское - 77 201,57 РіР°; Владивостокское - 372 115,0 РіР°; Дальнереченское - 170 490,36 РіР°; Кавалеровское - 471 040,15 РіР°; Сергеевское - 387 893,8 РіР°; Тернейское -1 030 599,0 РіР°, Чугуевское - 265 251,05 РіР°, РІ течение РіРѕРґР° СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированном виде.

    РњРѕС‚ивированное решение изготовлено 01.07.2019.

Судья Т.А. Борщенко

2-1867/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПК
Суд
Советский районный суд г. Владивосток
Дело на сайте суда
sovetsky.prm.sudrf.ru
24.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2019Передача материалов судье
29.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2019Подготовка дела (собеседование)
29.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2019Дело оформлено
27.11.2020Дело передано в архив
14.12.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.03.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.03.2023Судебное заседание
27.04.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.08.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.12.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.12.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее