Решение по делу № 33-12898/2023 от 11.10.2023

Судья Житникова Л.В. 24RS0052-01-2023-000198-44

33-12898/2023

А-211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2023 года                       г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Макаровой Ю.М.

судей Потехиной О.Б., Тихоновой Ю.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Вороговская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации Туруханского района Красноярского края

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 01 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Вороговская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать администрацию Туруханского района выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Вороговская средняя школа», в том числе для ее филиалов: Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа, в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Вороговская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать МКОУ «Вороговская средняя школа», заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в здании школы и ее филиалов: Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа, в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Взыскать с МКОУ «Вороговская средняя школа» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туруханский районный суд с исковым заявлением к МКОУ «Вороговская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка исполнения МКОУ «Вороговская средняя школа», в том числе ее филиалов: Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа, законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законов «Об образовании в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима директором МКОУ «Вороговская средняя школа» не исполнены требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее закон № 123-ФЗ) здания ответчика по классу функциональной пожарной безопасности относятся к категории Ф 4.1 (здание общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций).

В зданиях указанных школ система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи о пожаре. В настоящее время не заключен контракт (договор) на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и радиосистемы передачи извещений о пожаре, что подтверждает фактическое отсутствие автоматического дублировании сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Вороговская средняя школа» 22.05.2023 внесено представление №7-01-82-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, дан формальный ответ о невозможности устранить выявленные нарушения в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. До настоящего времени требования прокурора не выполнены.

Несоблюдение требований законодательства в сфере пожарной безопасности влечет негативные последствия в форме нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасные условия нахождения и обучения в МКОУ «Вороговская средняя школа» в том числе ее филиалов: Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа, несоблюдение прав граждан на гарантированное обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом уточненных в судебном заседании исковых требований, прокурор просит суд обязать МКОУ «Вороговская средняя школа» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, а именно заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации; обязать администрацию Туруханского района выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Вороговская средняя школа» в том числе для ее филиалов: Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа, в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Вороговская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Туруханского района Красноярского края просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, отказав в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом не дана правовая оценка закрепленных за управлением образования администрации Туруханского района полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств для получателей бюджетных средств. Также указывает, что контракт является разновидностью договора, на него распространяются положения ч. 1 ст. 421 ГК РФ, в связи с чем, понуждение к заключению договора не допускается. Полагает, что на МКОУ «Вороговская средняя школа» могла быть возложена обязанность лишь принять меры к заключению муниципального контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Туруханского района Красноярского края просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В поступивших возражениях Управление образования администрации Туруханского района полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора Гераскевич А.Г., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Как следует из содержания части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из положений части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (т. 32, ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относятся в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.

Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты (п. 55 Правила противопожарного режима).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением и.о. заместителя прокурора Туруханского района Котягина В.И. от 15 мая 2023 г. №104 назначена проверка МКОУ «Вороговская средняя школа» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан; исполнения требований пожарного законодательства (л.д. 18), о чем МКОУ «Вороговская СШ» проинформированы 16 мая 2023 г. (л.д. 19)

04 мая 2023 года в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района из управления образования администрации Туруханского района истребованы письменная информация и документы (л.д. 9).

Согласно представленной информации от 12 мая 2023 №01-21/1142 МКОУ «Вороговская средняя школа», расположена по адресу: <адрес>, имеет филиалы: Колокольническая начальная школа, расположенная по адресу: <адрес>; Индыгинская начальная школа, расположенная по адресу: <адрес>; Сандакчесская начальная школа, расположенная по адресу: <адрес>. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС, посредством организации и проведения проверок должностными лицами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. МКОУ «Вороговская средняя школа», и ее филиалы Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа оборудованы АПС, сигнал не дублирует, не обслуживается организацией (л.д.11-17).

16 мая 2023 в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района из МКОУ «Вороговская средняя школа» истребованы письменная информация и документы (л.д. 20).

Согласно представленной информации от 19 мая 2023 года №70 в МКОУ «Вороговская средняя школа» установлены системы пожарной сигнализации, но требуется их замена и ремонт. Ходатайство о выделении средств направлено в управление образования администрации Туруханского района. Автоматическое дублирование сигнала не производится. На начало учебного года ежегодно назначаются ответственные за пожарную безопасность (л.д. 27).

И.о. заместителя прокурора Туруханского района – старшим помощником прокурора Котягиным В.И. 22 мая 2023 года в адрес МКОУ «Вороговская средняя школа» внесено представление №7-01-82-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних (л.д. 23-24).

МКОУ «Вороговская средняя школа» представление и.о. заместителя прокурора Туруханского района рассмотрено, 20 июня 2023 года дан ответ о том, что с информацией, изложенной в представлении согласны частично. Для выполнения требований пожарной безопасности в полном объеме требуются значительные средства. В бюджете школы таких средств нет, в связи с чем, в управление образования администрации Туруханского района направлено ходатайство о выделении дополнительного финансирования №07 от 23 января 2023 года и № 41 от 04 апреля 2023 года. На начало учебного года ежегодно назначаются ответственные за пожарную безопасность (л.д.26- 28,48-51).

Удовлетворяя вышеназванные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями действующего законодательства, а также положениями ст.ст. 210, 123.32 ГК РФ, правомерно исходил из того, что именно муниципальное образование Туруханский район в лице администрации Туруханского района, а не Управление образования администрации Туруханского района, являясь Учредителем МКОУ «Вороговская средняя школа» осуществляют полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МКОУ «Вороговская средняя школа», обязано нести бремя содержания имущества образовательного учреждения, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества.

При этом, суд обоснованно указал на то, что причиной невыполнения требований представления и.о. заместителя прокурора Туруханского района от 22.05.2023 № 7-01-82-2023 МКОУ «Вороговская средняя школа» об устранении установленных нарушений явилось отсутствие финансирования со стороны учредителя.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, объем финансирования, а также объем работ, необходимых для исполнения требований по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности именно на администрацию Туруханского района Красноярского края выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Вороговская средняя школа», в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Вороговская средняя школа», соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обязав МКОУ «Вороговская средняя школа» заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Судебная коллегия соглашается с вышеназванными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных доказательствах, фактически установленных обстоятельствах дела, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка закрепленных за управлением образования администрации Туруханского района полномочий в части главного распорядителя бюджетных средств, судебная коллегия отклоняет.

Предметом требований по иску прокурора являются защита прав неопределенного круга работников, обучающихся детей и посетителей МКОУ «Вороговская средняя школа», включая её филиалы Колокольническая начальная школа, Индыгинская начальная школа, Сандакчесская начальная школа на надлежащее обеспечение пожарной безопасности объекта (территории) образовательного учреждения, реализация данных прав не может быть обусловлена наличием денежных средств.

Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).

Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из представленного Устава (л.д. 29-39) следует, что МКОУ «Вороговская средняя школа» является по своей организационно-правовой форме казенным общеобразовательным учреждением, учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район (пункты 1.1 и 1.7 Устава).

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Туруханского района, в том числе осуществляет финансовое обеспечение деятельности Школы, согласовывает в установленном порядке распоряжение движимым и недвижимым имуществом Школы.

Из пункта 7.1 Устава следует, что имущество Школы является собственностью муниципального образования Туруханский район Красноярского края и закрепляется Учредителем за школой на праве оперативного управления в установленном порядке.

Согласно Положению об Управлении образования администрации Туруханского района – управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Туруханского района по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Туруханского района в сфере образования; в своей деятельности Управление образования подотчетно Главе Туруханского района и заместителю Главы Туруханского района, в ведении которого вопросы образования (пункты 1.1, 1.3. Положения) (л.д. 58-69).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структуру органов местного самоуправления, согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

На основании части 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Администрация Туруханского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Туруханский района.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В данном случае, Управление образования администрации Туруханского района входит в структуру местной администрации, положением об Управлении образования установлены не собственные полномочия отраслевого органа администрации, а определены его функции в сфере образования от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, при этом администрация Туруханского района является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Управление образования, осуществляет финансирование за счет бюджета района по утвержденной смете, которое недостаточно для финансирования надлежащего обеспечения пожарной безопасности объекта (территории) МКОУ «Вороговская средняя школа».

При таких обстоятельствах, полное финансирование расходов муниципального казенного учреждения образования на реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности объектов (территорий) МКОУ «Вороговская средняя школа» должно быть возложено на администрацию Туруханского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, реализующий соответствующие полномочия в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.

Спорные отношения возникли не в связи с денежными обязательствами МКОУ «Вороговская средняя школа» либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению реализации прав неопределенного круга работников, обучающихся детей и посетителей МКОУ «Вороговская средняя школа» и её филиалов на надлежащее обеспечение пожарной безопасности объекта (территории) общеобразовательного учреждения.

Таким образом, вывод суда о необходимости возложения обязанности на администрацию Туруханского района по обеспечению финансирования расходов МКОУ «Вороговская средняя школа» по оснащению системами охранно-пожарной сигнализации с соблюдением требований части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку соответствующее финансирование муниципальной образовательной организации не предоставлено, именно администрация Туруханского района обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения, независимо от распределения функций между входящими в структуру администрации района подразделениями, в связи с чем иск прокурора правомерно предъявлен также непосредственно к администрации района как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления.

Не может быть принят в качестве основания отмены оспариваемого решения суда довод апелляционной жалобы о том, что решение суда незаконно в части возложения обязанности на Учреждение заключить муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации исходя из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание Учреждения по классу функциональной пожарной опасности относится к категории Ф4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций).

В силу ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ, системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приёмно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Так, обеспечить подачу сигнала светового и звукового сигналов на прибор приёмно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения невозможно без заключения соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности на Учреждение заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, является законным и обоснованным.

Не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения и доводы администрации Туруханского района о невозможности заключения муниципального контракта по организации автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны на прибор приемно-контрольный пожарный, установленный в помещении дежурного персонала в связи с отсутствием надлежащего электроснабжения школ, отсутствия мобильной связи.

Как следует из представленного прокурором контракта на энергоснабжение № 19-МК/2023-ЭЭ от 02.02.2023 потребителю МКОУ «Вороговская средняя школа» ООО «Туруханская энергетическая компания» осуществляет поставку электрической энергии по третьей категории надежности, в перечень объектов, потребляющих электроэнергию включены школы, расположенные в поселках Колокольный Яр, Индыгино, Сандакчес.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 01 августа 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Туруханского района Красноярского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12898/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Туруханского района
Ответчики
МКОУ Вороговская СШ
Администрация Туруханского района
Другие
Управления образования администрации Туруханского района
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее