Дело №2а-93/2022
УИД 29RS0017-01-2021-002038-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Няндома 20 января 2022 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при секретаре Савельевой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
представителя административного ответчика Холматовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключение концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское», возложении обязанности провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское», возложении обязанности провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения. В обоснование своих требований прокурор указал, что при осуществлении надзорной деятельности прокуратурой района установлено бездействие администрации Няндомского муниципального района по передаче в концессию муниципальных объектов теплоснабжения. Установлено, что по договору аренды объектов коммунальной инфраструктуры, являющейся муниципальной собственностью муниципального образования «Мошинское» Няндомского района с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению от 06.08.2013 г., заключенного между администрацией МО «Мошинское» и ООО «УЮТ-2», последнему переданы котельные с оборудованием и теплотрассами, расположенные по адресу: <адрес>, на срок 15 лет (п.6.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный договор заключен по результатам открытого конкурса, объявленного администрацией МО «Мошинское» 13.06.2013 (извещение 130613/3135161/01). С 08.05.2013 передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться только по договорам аренды и по концессионным соглашениям. Предельный трехлетний срок, предусмотренный законом, на который могли быть переданы объекты теплоснабжения МО «Мошинское» ООО «Уют-2» в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ датируется ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время истек. В связи с тем, что котельные, расположенные по адресу: <адрес>, введены в эксплуатацию в 1989 г. и 1978 г. соответственно, а даты ввода в эксплуатацию теплотрасс, расположенных на территории МО «Мошинское» не определены, указанное муниципальное имущество должно быть передано в пользование по концессионному соглашению в установленном порядке. Бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, собственником которого оно является, на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью, их имуществу. С учетом уточнения заявленных исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Няндомского муниципального района, связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Мошинское» и обязать администрацию Няндомского муниципального района в срок до 1 июля 2023 года провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, а именно: котельная с оборудованием инв. №, теплотрасса от котельной, расположенные по адресу: <адрес> котельная с оборудованием инв. №, расположенная по адресу: <адрес>, теплотрасса с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>.
Определением суда от 20 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Мошинское», комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района (далее – КУМИ), Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Холматова С.С. в судебном заседании с административным иском согласилась с учетом увеличения срока исполнения решения.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Уют-2» в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил удовлетворить административные требования в полном объеме, а также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Мошинское" надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился.
На основании статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае, прокурор обоснованно обращается с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку он затрагивает их интересы и направлен на обеспечение эффективного и рационального использования муниципального имущества – объектов теплоснабжения, собственником которых является муниципальное образование «Няндомский муниципальный район», на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, в противном случае непринятие администрацией предусмотренных законодательством мер может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью, их имуществу.
Из акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды объектов теплоснабжения № следует, что ООО «Уют-2» были переданы следующие объекты теплоснабжения: котельная с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельскаяобласть, <адрес> теплотрасса от котельной, расположенная по адресу: <адрес> котельная с оборудованием, расположенная по адресу: <адрес>; теплотрасса с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>; теплотрасса с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>.
Административным ответчиком не оспаривается и подтверждается выписками из реестра муниципального имущества (л.д. 199-202), что Няндомскому муниципальному району на праве собственности принадлежат вышеуказанные объекты теплоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
На основании п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона №115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Как указано в п. 8 ст. 2 Федерального закона №190-ФЗ, теплоснабжением является обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 28.1 Федерального закона №190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно ч.3 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом, предельный трехлетний срок, предусмотренный законом, на который могли быть переданы объекты теплоснабжения МО «Мошинское» ООО «Уют-2» в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ датируется ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время истек.
Федеральный закон №115-ФЗ предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.
Согласно ч. 33 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных ч.3 или 23 ст.28.1 Закона, является ничтожным.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Как указано в п. 6 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ, со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст.28.1 Федерального закона № 190-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в границах муниципального образования с 1 января 2015 г. передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, находящимися в государственной или муниципальной собственности должна осуществляться исключительно посредством заключения концессионного соглашения.
Таким образом, после 1 января 2015 г. администрация МО «Няндомский муниципальный район», с момента возникновения у нее права муниципальной собственности на спорные объекты теплоснабжения, была обязана передать их по концессионным соглашениям.
Указанные обстоятельства, установленные процессуальным истцом, по существу административным ответчиком не оспариваются и свидетельствуют о том, что администрация на протяжении длительного времени допустила незаконное бездействие по исполнению требований федерального законодательства связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское».
Учитывая, что основной целью передачи объектов по концессионному соглашению является развитие систем коммунальной инфраструктуры и обеспечение устойчивого теплоснабжения, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Мошинское», превышает 5 лет, то передача прав владения и (или) пользования данными объектами должна осуществляться только посредством заключения концессионных соглашений.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115 «О концессионных соглашениях» нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, собственником которого оно является, на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью, их имуществу.
На основании изложенного административные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключение концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское», возложении обязанности провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности, суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения либо заключения концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, суд полагает возможным установить в соответствии с требованиями прокурора, то есть до 1 июля 2023 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением конкурса на право заключение концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское», возложении обязанности провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Мошинское» незаконным.
Обязать администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области в срок до 1 июля 2023 года провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, а именно:
- котельная с оборудованием инв. №, теплотрасса от котельной, расположенные по адресу: <адрес>
- котельная с оборудованием инв. №, теплотрасса с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.
Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области в срок до 1 июля 2023 года сообщить Няндомскому районному суду Архангельской области и прокурору Няндомского района Архангельской области об исполнении решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение составлено 25 января 2022 года.