Решение по делу № 2-925/2022 от 04.04.2022

Дело № 2-925/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 4 апреля 2022 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадмаевой Е.В., при секретаре Турунхаевой Е.В., с участием истца Манутовой Т.С., представителя ответчика по доверенности Цыремпиловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манутовой Т.С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании задолженности по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, премий, дополнительного материального стимулирования, процентов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Манутова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее УФНС по РБ, Управление) о взыскании не полностью выплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований Манутова Т.С. указала, что с июля 1990 года работала в налоговых органах, с 30 ноября 2004 г. состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия, с 10 мая 2017 г. занимала должность начальника отдела камеральных проверок.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14.07.2021 № ЕД-7-4/628 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия (далее Межрайонная ИФНС России №8 по РБ) с 25 октября 2021г. реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.

Приказом Межрайонной ИФНС России №8 по РБ № 01-03-02/0580 от 13.10.2021 г. Манутова Т.С. 22 октября 2021 г. уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №8 по РБ.

При увольнении Манутовой Т.С. выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 175239 руб. из расчета среднего месячного содержания в размере 43810 руб. Вместе с тем, как полагает Манутова Т.С., при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ответчиком не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, полученные ею за 12 месяцев предшествующих дате сокращения, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии, т.е. за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. 505676 руб., что привело к занижению размера денежного месячного содержания и, как следствие, к неправильному расчету сумм компенсации, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

В связи с этим Манутова Т.С. полагает, что размер ее месячного содержания должен был составлять 85949 руб., поэтому ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 343716 руб. Таким образом, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 168477 руб.

Кроме того, в результате проверки выплат, отраженных в расчетных листках, истцом установлено, что в расчет отпускных за период с 2019 г. по 2021 г. также не были включены суммы средств материального стимулирования в общей сумме 377631,94 руб., в связи с чем недовыплаченные отпускные выплаты за 2019-2020 г. составляют 104288,95 руб., за 2021 г. – 56520,23 руб. Также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск в расчетный период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. не были включены суммы средств материального стимулирования в размере 505676 руб., поскольку фактически выплачено 23923,5 руб., к доплате сумма составляет с учетом уточнения 20020,36 руб.

Вместе с тем Манутова Т.С., считает, что ответчиком необоснованно не выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, а также дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) за фактически отработанное ею время, поскольку указанные выплаты произведены сотрудникам 20 ноября 2021 года и 3 декабря 2021 года.

Манутова Т.С. обратилась в УФНС по РБ с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которого ей было отказано.

Манутова Т.С. с учетом изменения и увеличения размера исковых требований просит взыскать с УФНС по РБ сумму недополученной денежной компенсации при увольнении в размере 168477 руб., сумму недовыплаченных отпускных выплат за 2019-2020 гг. в размере 104288,95 руб., за 2021 г. в размере 56520,23 руб., сумму недовыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 2021 г. в размере 20020,36 руб., проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 20470,95 руб., в случае несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ответчика проценты до дня его фактического исполнения, компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., а также просила обязать УФНС по РБ рассчитать и выплатить премии за сентябрь и октябрь 2021 г., сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время

В судебном заседании истец Манутова Т.С. исковые требования с учетом изменения и увеличения размера исковых требований (заявление от 25 февраля 2022 г.) поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что была уволена по сокращению, в расчет выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания не были включены материальное стимулирование, премии, полученные ею в период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года. При расчете отпускных также не было учтено материальное стимулирование. Необоснованно не были выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, тогда как после ее увольнения сотрудники Управления получили премии, кроме того экономия средств в сентябре 2021 года имелась, но необоснованно была отозвана УФНС по РБ. Дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) было выплачено после сокращения оставшимся работать сотрудникам, хотя в октябре 2021 года выносился приказ о выплате ДМС. Сотрудники, которые были сокращены ранее в июле, получили премии и ДМС. Считает, что действиями работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100000 руб.

Представитель ответчика по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что расчет компенсации при увольнении, отпускных произведен верно, без учета материального стимулирования согласно Федерального закона №79-ФЗ. В соответствии с п. 2.2. Положения о премировании выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующего налогового органа. По состоянию на 1 октября 2021 года в МРИ ФНС №8 по РБ экономия фонда оплаты труда отсутствовала, в связи с чем премия за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивалась. Выплата материального стимулирования за счет дополнительных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, гражданским служащим, уволенным на момент принятия решения о материальном стимулировании, за фактически отработанное время не производится. Согласно п. 2.4 Положения решение о выплате премии принимается руководителем Управления, начальниками инспекций самостоятельно, в связи с чем в последующем премии и ДМС были выплачены только действующим работникам. ДМС не отнесено к какому – либо конкретному периоду, выплачивается на определённый момент, для стимулирования работников. ФНС России принимает решение о выплате ДМС, доводит информацию до субъектов. В свою очередь УФНС по РБ принимает решение, которое доводится до сведения инспекций. Кроме того, полагала, что оснований для взыскания компенсации на основании ст. 236 ТК РФ, как и взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имеется, поскольку УФНС по РБ произведен соответствующий расчет, сроки выплаты не нарушены, т.е. нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования полежат частичному удовлетворению.

Как следует из пояснений сторон и подтверждено представленными в материалы дела документами, Манутова Т.С. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 2 июля 1990 г. Приказом Межрайонной ИФНС России №8 по РБ от 05.05.2017 № 03-02-02/199@ с 10.05.2017 г. Манутова Т.С. назначена на должность начальника отдела камеральных проверок № 2, в последующем на основании Приказа Межрайонной ИФНС России №8 по РБ от 23.10.2017 № 01-03-02/734@ с 23.10.2017 г. назначена на должность начальника отдела камеральных проверок № 3.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14.07.2021 № ЕД-7-4/628 Межрайонная ИФНС России №8 по РБ с 25 октября 2021г. реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.

Приказом руководителя Межрайонной ИФНС России №8 по РБ № 01-03-02/0580@ от 14.10.2021 г. Манутова Т.С. 22 октября 2021 г. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы государственном органе.

При увольнении Манутовой Т.С. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 175239 руб. из расчета размера ежемесячного денежного содержания 43809,88 руб., что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год и расчетным листком за октябрь 2021 года.

Не согласившись с суммой, выплаченной при увольнении, истец обратилась в УФНС по РБ с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем вопреки доводам ответчика, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.

При таких обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.

С учетом изложенного, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Манутовой Т.С. о взыскании с ответчика недовыплаченной компенсации при увольнении. Так, компенсация при увольнении в размере четырёхмесячного денежного содержания подлежала выплате в сумме 343797,72 руб. (31080 + (152758,52+ 505674.66/12)=85949,43*4=3423797,72). С учетом выплаченной истцу компенсации в размере 175239,52 руб. с ответчика подлежит взысканию недополученная компенсация при увольнении в размере 168558,20 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Принимая во внимание положение вышеназванной нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недовыплаченной компенсации при увольнении в размере 168477 руб., т.е. в пределах заявленных требований.

Вместе с тем, по вышеуказанным основаниям подлежат удовлетворению и требования о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (за 16 календарных дней) в сумме 20020,36 руб. (за вычетом НДФЛ), в соответствии с представленным стороной ответчика расчетом, который не оспаривался истцом.

Обсудив заявленное представителем ответчика ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям о взыскании сумм отпускных за 2019-2021 г. г., ходатайство истца о восстановлении срока на обращение в суд, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Наличие таких обстоятельств при разрешении данного спора судом не установлено. В рассматриваемом случае истец обратилась с иском о взыскании оплаты ежегодных отпусков за период 2019-2021 г.г., иск подан 21.01.2022г., т.е. по требованиям оплаты отпускных за 2019 г. и 2020 г. истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав.

При этом оснований к восстановлению данного срока суд не находит, приведенные истцом доводы не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока. То обстоятельство, что до увольнения истец доверяла работодателю, не подвергала сомнению обоснованность расчетов и не знала о неправильном их начислении, по мнению суда, уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд признано быть не может, так как не относится к числу субъективных личностных факторов, реально препятствовавших своевременному обращению в суд.

При таком положении, требования истца о взыскании с ответчика недовыплаченных отпускных выплат суд удовлетворяет частично, за 2021 г., в размере 56520,23 руб. (в соответствии с расчетами сторон, за вычетом НДФЛ).

На основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ со взысканных судом в пользу истца сумм отпускных за 2021 год, компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удержаниюналог на доходы физических лиц. Вместе с тем, истцом заявлены требования о взыскании указанных сумм за вычетом НДФЛ.

Согласно ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку работодателем были нарушены права работника на получение вышеуказанных выплат в полном объеме и в установленный срок, суд с учетом объема и характера, перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой в полном объеме компенсации и иных выплат при увольнении, степени вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, с учетом установленных по делу обстоятельств, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 5000 рублей.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты по следующим основаниям.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

С учетом того обстоятельства, что сроки выплат при увольнении ответчиком нарушены не были, выплаты были произведены в день увольнения, при этом между сторонами трудовых отношений возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете средств материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, оснований к взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не имеется. При этом следует отметить, что материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленных работнику денежных сумм приведенной нормой закона не предусмотрена.

Кроме того, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 года, дополнительное материальное стимулирование за отработанное время.

В силу пункта 4 части 5 статьи 50 ФЗ №79 к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Приказом УФНС по Республике Бурятия №01-03/51@ от 09.03.2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления ФНС по Республике Бурятия, Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, заместителям руководителя Управления ФНС по Республике Бурятия, начальника Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия (далее Положение).

Согласно разделу II Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов, размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, решение о выплате принимается руководителем Управления ФНС по Республике Бурятия, начальниками инспекций (в отношении федеральных государственных гражданских служащих подведомственных инспекций).

Согласно приказу УФНС по РБ от 13 сентября 2021 года №01-03-02/0503@ премия выплачивалась в сентябре 2021 года за август 2021 года, в том числе была выплачена истцу в размере 11840 руб. На основании приказа №01-03-02/0594 от 15 октября 2021 года премия выплачивалась работникам МРИ ФНС №8 по РБ в размере, обеспечивающим доведение ежемесячного денежного содержания до величины не ниже минимального размера оплаты труда. Как показал в судебном заседании представитель ответчика, в МРИ ФНС №8 по РБ отсутствовала экономия фонда оплаты труда, премии за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивались, иных приказов о премировании УФНС по РБ не принималось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить ей премию за сентябрь, октябрь 2021 года. По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, поскольку ДМС носит разовый характер, его выплата производится на основании решения работодателя и не связана с определенным периодом.

На основании п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Манутовой Т.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Манутовой Т.С.:

- денежные средства в размере 168477 руб. в счет недовыплаченной денежной компенсации при увольнении; - денежные средства в размере 20020,36 руб. в счет невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 2021 г. без удержания работодателем налога на доходы физических лиц; - денежные средства в размере 56520,23 руб. в счет недовыплаченных отпускных за 2021 год без удержания работодателем налога на доходы физических лиц.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Манутовой Т.С. денежные средства в размере 5000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Судья Е.В. Бадмаева

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 11 апреля 2022 г.

Дело № 2-925/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 4 апреля 2022 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадмаевой Е.В., при секретаре Турунхаевой Е.В., с участием истца Манутовой Т.С., представителя ответчика по доверенности Цыремпиловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манутовой Т.С. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия о взыскании задолженности по выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, премий, дополнительного материального стимулирования, процентов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Манутова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее УФНС по РБ, Управление) о взыскании не полностью выплаченных компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований Манутова Т.С. указала, что с июля 1990 года работала в налоговых органах, с 30 ноября 2004 г. состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия, с 10 мая 2017 г. занимала должность начальника отдела камеральных проверок.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14.07.2021 № ЕД-7-4/628 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия (далее Межрайонная ИФНС России №8 по РБ) с 25 октября 2021г. реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.

Приказом Межрайонной ИФНС России №8 по РБ № 01-03-02/0580 от 13.10.2021 г. Манутова Т.С. 22 октября 2021 г. уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №8 по РБ.

При увольнении Манутовой Т.С. выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 175239 руб. из расчета среднего месячного содержания в размере 43810 руб. Вместе с тем, как полагает Манутова Т.С., при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ответчиком не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, полученные ею за 12 месяцев предшествующих дате сокращения, также не полностью учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии, т.е. за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. 505676 руб., что привело к занижению размера денежного месячного содержания и, как следствие, к неправильному расчету сумм компенсации, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

В связи с этим Манутова Т.С. полагает, что размер ее месячного содержания должен был составлять 85949 руб., поэтому ей должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 343716 руб. Таким образом, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 168477 руб.

Кроме того, в результате проверки выплат, отраженных в расчетных листках, истцом установлено, что в расчет отпускных за период с 2019 г. по 2021 г. также не были включены суммы средств материального стимулирования в общей сумме 377631,94 руб., в связи с чем недовыплаченные отпускные выплаты за 2019-2020 г. составляют 104288,95 руб., за 2021 г. – 56520,23 руб. Также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск в расчетный период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. не были включены суммы средств материального стимулирования в размере 505676 руб., поскольку фактически выплачено 23923,5 руб., к доплате сумма составляет с учетом уточнения 20020,36 руб.

Вместе с тем Манутова Т.С., считает, что ответчиком необоснованно не выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, а также дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) за фактически отработанное ею время, поскольку указанные выплаты произведены сотрудникам 20 ноября 2021 года и 3 декабря 2021 года.

Манутова Т.С. обратилась в УФНС по РБ с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которого ей было отказано.

Манутова Т.С. с учетом изменения и увеличения размера исковых требований просит взыскать с УФНС по РБ сумму недополученной денежной компенсации при увольнении в размере 168477 руб., сумму недовыплаченных отпускных выплат за 2019-2020 гг. в размере 104288,95 руб., за 2021 г. в размере 56520,23 руб., сумму недовыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 2021 г. в размере 20020,36 руб., проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 20470,95 руб., в случае несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ответчика проценты до дня его фактического исполнения, компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., а также просила обязать УФНС по РБ рассчитать и выплатить премии за сентябрь и октябрь 2021 г., сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время

В судебном заседании истец Манутова Т.С. исковые требования с учетом изменения и увеличения размера исковых требований (заявление от 25 февраля 2022 г.) поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что была уволена по сокращению, в расчет выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания не были включены материальное стимулирование, премии, полученные ею в период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года. При расчете отпускных также не было учтено материальное стимулирование. Необоснованно не были выплачены премии за сентябрь, октябрь 2021 года, тогда как после ее увольнения сотрудники Управления получили премии, кроме того экономия средств в сентябре 2021 года имелась, но необоснованно была отозвана УФНС по РБ. Дополнительное материальное стимулирование (далее ДМС) было выплачено после сокращения оставшимся работать сотрудникам, хотя в октябре 2021 года выносился приказ о выплате ДМС. Сотрудники, которые были сокращены ранее в июле, получили премии и ДМС. Считает, что действиями работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100000 руб.

Представитель ответчика по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что расчет компенсации при увольнении, отпускных произведен верно, без учета материального стимулирования согласно Федерального закона №79-ФЗ. В соответствии с п. 2.2. Положения о премировании выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующего налогового органа. По состоянию на 1 октября 2021 года в МРИ ФНС №8 по РБ экономия фонда оплаты труда отсутствовала, в связи с чем премия за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивалась. Выплата материального стимулирования за счет дополнительных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, гражданским служащим, уволенным на момент принятия решения о материальном стимулировании, за фактически отработанное время не производится. Согласно п. 2.4 Положения решение о выплате премии принимается руководителем Управления, начальниками инспекций самостоятельно, в связи с чем в последующем премии и ДМС были выплачены только действующим работникам. ДМС не отнесено к какому – либо конкретному периоду, выплачивается на определённый момент, для стимулирования работников. ФНС России принимает решение о выплате ДМС, доводит информацию до субъектов. В свою очередь УФНС по РБ принимает решение, которое доводится до сведения инспекций. Кроме того, полагала, что оснований для взыскания компенсации на основании ст. 236 ТК РФ, как и взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имеется, поскольку УФНС по РБ произведен соответствующий расчет, сроки выплаты не нарушены, т.е. нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования полежат частичному удовлетворению.

Как следует из пояснений сторон и подтверждено представленными в материалы дела документами, Манутова Т.С. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 2 июля 1990 г. Приказом Межрайонной ИФНС России №8 по РБ от 05.05.2017 № 03-02-02/199@ с 10.05.2017 г. Манутова Т.С. назначена на должность начальника отдела камеральных проверок № 2, в последующем на основании Приказа Межрайонной ИФНС России №8 по РБ от 23.10.2017 № 01-03-02/734@ с 23.10.2017 г. назначена на должность начальника отдела камеральных проверок № 3.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14.07.2021 № ЕД-7-4/628 Межрайонная ИФНС России №8 по РБ с 25 октября 2021г. реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.

Приказом руководителя Межрайонной ИФНС России №8 по РБ № 01-03-02/0580@ от 14.10.2021 г. Манутова Т.С. 22 октября 2021 г. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы государственном органе.

При увольнении Манутовой Т.С. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 175239 руб. из расчета размера ежемесячного денежного содержания 43809,88 руб., что подтверждается карточкой – справкой за 2021 год и расчетным листком за октябрь 2021 года.

Не согласившись с суммой, выплаченной при увольнении, истец обратилась в УФНС по РБ с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем вопреки доводам ответчика, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.

При таких обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.

С учетом изложенного, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Манутовой Т.С. о взыскании с ответчика недовыплаченной компенсации при увольнении. Так, компенсация при увольнении в размере четырёхмесячного денежного содержания подлежала выплате в сумме 343797,72 руб. (31080 + (152758,52+ 505674.66/12)=85949,43*4=3423797,72). С учетом выплаченной истцу компенсации в размере 175239,52 руб. с ответчика подлежит взысканию недополученная компенсация при увольнении в размере 168558,20 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Принимая во внимание положение вышеназванной нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца недовыплаченной компенсации при увольнении в размере 168477 руб., т.е. в пределах заявленных требований.

Вместе с тем, по вышеуказанным основаниям подлежат удовлетворению и требования о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (за 16 календарных дней) в сумме 20020,36 руб. (за вычетом НДФЛ), в соответствии с представленным стороной ответчика расчетом, который не оспаривался истцом.

Обсудив заявленное представителем ответчика ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям о взыскании сумм отпускных за 2019-2021 г. г., ходатайство истца о восстановлении срока на обращение в суд, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Наличие таких обстоятельств при разрешении данного спора судом не установлено. В рассматриваемом случае истец обратилась с иском о взыскании оплаты ежегодных отпусков за период 2019-2021 г.г., иск подан 21.01.2022г., т.е. по требованиям оплаты отпускных за 2019 г. и 2020 г. истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав.

При этом оснований к восстановлению данного срока суд не находит, приведенные истцом доводы не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока. То обстоятельство, что до увольнения истец доверяла работодателю, не подвергала сомнению обоснованность расчетов и не знала о неправильном их начислении, по мнению суда, уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд признано быть не может, так как не относится к числу субъективных личностных факторов, реально препятствовавших своевременному обращению в суд.

При таком положении, требования истца о взыскании с ответчика недовыплаченных отпускных выплат суд удовлетворяет частично, за 2021 г., в размере 56520,23 руб. (в соответствии с расчетами сторон, за вычетом НДФЛ).

На основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ со взысканных судом в пользу истца сумм отпускных за 2021 год, компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удержаниюналог на доходы физических лиц. Вместе с тем, истцом заявлены требования о взыскании указанных сумм за вычетом НДФЛ.

Согласно ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку работодателем были нарушены права работника на получение вышеуказанных выплат в полном объеме и в установленный срок, суд с учетом объема и характера, перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с невыплатой в полном объеме компенсации и иных выплат при увольнении, степени вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, с учетом установленных по делу обстоятельств, считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 5000 рублей.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты по следующим основаниям.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

С учетом того обстоятельства, что сроки выплат при увольнении ответчиком нарушены не были, выплаты были произведены в день увольнения, при этом между сторонами трудовых отношений возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете средств материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, оснований к взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не имеется. При этом следует отметить, что материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленных работнику денежных сумм приведенной нормой закона не предусмотрена.

Кроме того, не могут быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить премии за сентябрь, октябрь 2021 года, дополнительное материальное стимулирование за отработанное время.

В силу пункта 4 части 5 статьи 50 ФЗ №79 к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Приказом УФНС по Республике Бурятия №01-03/51@ от 09.03.2010 г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления ФНС по Республике Бурятия, Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия, заместителям руководителя Управления ФНС по Республике Бурятия, начальника Межрайонных ИФНС России по Республике Бурятия (далее Положение).

Согласно разделу II Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов, размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, решение о выплате принимается руководителем Управления ФНС по Республике Бурятия, начальниками инспекций (в отношении федеральных государственных гражданских служащих подведомственных инспекций).

Согласно приказу УФНС по РБ от 13 сентября 2021 года №01-03-02/0503@ премия выплачивалась в сентябре 2021 года за август 2021 года, в том числе была выплачена истцу в размере 11840 руб. На основании приказа №01-03-02/0594 от 15 октября 2021 года премия выплачивалась работникам МРИ ФНС №8 по РБ в размере, обеспечивающим доведение ежемесячного денежного содержания до величины не ниже минимального размера оплаты труда. Как показал в судебном заседании представитель ответчика, в МРИ ФНС №8 по РБ отсутствовала экономия фонда оплаты труда, премии за сентябрь, октябрь 2021 года не выплачивались, иных приказов о премировании УФНС по РБ не принималось. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить ей премию за сентябрь, октябрь 2021 года. По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности самостоятельно рассчитать и выплатить сумму дополнительного материального стимулирования за фактически отработанное время, поскольку ДМС носит разовый характер, его выплата производится на основании решения работодателя и не связана с определенным периодом.

На основании п.п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Манутовой Т.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Манутовой Т.С.:

- денежные средства в размере 168477 руб. в счет недовыплаченной денежной компенсации при увольнении; - денежные средства в размере 20020,36 руб. в счет невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 2021 г. без удержания работодателем налога на доходы физических лиц; - денежные средства в размере 56520,23 руб. в счет недовыплаченных отпускных за 2021 год без удержания работодателем налога на доходы физических лиц.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия в пользу Манутовой Т.С. денежные средства в размере 5000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Судья Е.В. Бадмаева

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 11 апреля 2022 г.

2-925/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Манутова Татьяна Сындеевна
Ответчики
УФНС России по РБ
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Бадмаева Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее