Судья: Попова Е.В. Апел. гр./дело: 33 – 9016/2016
Апелляционное определение
г. Самара 12 июля 2016 г.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Ефремовой Л.Н.,
судей Никоновой О.И., Сафоновой Л.А.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
при секретере Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г<адрес> области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 мая 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Автозаводского района <адрес> удовлетворить.
Обязать Мэрию <адрес> предоставить Егорову Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи 1 человек».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей оставить решение без изменения,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец - прокурор Автозаводского района <адрес> области в интересах Егорова Е.С. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился (ДД.ММ.ГГГГ) в суд с иском к мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее.
Истец Егоров Е.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Мать Егорова Е.С. - ФИО1 является <данные изъяты> и решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, а сведения о его отце - записаны со слов его матери.
С ДД.ММ.ГГГГ Егорову Е.С. был назначен опекун - ФИО2 на основании постановления мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ истец обучается в <данные изъяты>
Егоров Е.С. не имеет закрепленного жилья, или жилое помещение в собственности.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ Егоров Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 1 человек.
Однако до настоящего времени Егоров Е.С. жильем не обеспечен.
Егоров Е.С. обратился к прокурору Автозаводского района <адрес> области с заявлением, чтобы прокурор в его интересах обратился в суд с иском об обязании мэрии предоставить ему жилье.
Прокурор просил суд обязать мэрию <адрес> предоставить Егорову Е.С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.
Представитель ответчика - мэрии <адрес> (не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением) иск не признал, утверждая, что у истца отсутствует право на получение жилья ранее тех граждан, которые приняты на учет до него; предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии с очередностью для указанной категории лиц, в зависимости от времени принятия на учет; орган местного самоуправления осуществляет государственные полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии <адрес> области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске, в том числе по тем основаниям, что у указанной категории лиц отсутствует право на внеочередное обеспечение жильем, что в настоящее время из областного бюджета не поступали денежные средства на предоставление жилого помещения Егорову Е.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 6 Федерального Закона РФ № 189 от 29.12.2004 г. «О введении в действие ЖК РФ», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Закон Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» регулирует отношения, связанные с однократным предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - вместе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ст. 1 Закона).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд), рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Закон Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» вступил в силу 01 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом.
В силу ст. 10 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону.
Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Статьей 2 Закона Самарской области N 135-ГД от 28.12.2012 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
При этом, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Егоров Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Так, мать Егорова Е.С. - ФИО1 <данные изъяты> и решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, а сведения о его отце записаны со слов матери (в справке и свидетельстве о рождении).
С ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Егоровым Е.С. было назначено опекунство в лице ФИО2 (тети истца), на основании постановлением мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ опекунство в отношении истца прекращено в связи с достижением ему в ДД.ММ.ГГГГ возраста 18 лет.
В настоящее время истец обучается в <данные изъяты>
Истец имеет в <адрес> лишь временное жилье по адресу: <адрес>
Истец с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и фактически проживает по данному адресу.
По указанному адресу (кроме истца) зарегистрирована и проживает его мать - ФИО1
На основании Решения Тольяттинской городской Думы № № от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение - квартира(комната) общей площадью 13,60 кв.м., по адресу: <адрес> - находится в муниципальной собственности.
Данная комната (на основании решения Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ) - предоставлена ДД.ММ.ГГГГ ФИО1(матери истца) и её сыну Егорову Е.С.(истцу) для временного проживания.
Егоров Е.С. не имеет закрепленного жилья.
Егоров Е.С. не имеет жилое помещение в собственности, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ справкой МП <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ истец Егоров Е.С. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с составом семьи 1 человек (как зарегистрированный по месту жительства в одной комнате муниципального жилищного фонда, общей площадью 13,60 кв.м. по адресу: <адрес> всего зарегистрировано 2 человека) - с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Представитель ответчика не оспаривает, что Егоров Е.С. подлежит обеспечению жилым помещением из муниципального специализированного жилищного фонда.
Однако до настоящего времени Егоров Е.С. жильем не обеспечен.
Суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда должна быть возложена на ответчика – на орган местного самоуправления.
Мэрия <адрес> осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций.
Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Таким образом, мэрия г<адрес> имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на мэрию <адрес> обязанность предоставить Егорову Е.С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения, что поэтому мэрия не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение, суд правильно не принял во внимание, поскольку данные доводы не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять, как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
С момента обращения истца к ответчику с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.
Решение суда является законным и обоснованным.
Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истцу жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, не обоснованны, так как вышеприведенные нормы закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Кроме того, суд первой инстанции не возложил на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░ 2016░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: