Решение по делу № 2а-1882/2022 (2а-10717/2021;) от 16.12.2021

УИД 11RS0001-01-2021-021532-51 №2а-1882/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МОГО « Сыктывкар» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора г.Сыктывкара, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» об обязании в срок до 31.08.2022 года обеспечить обустройство стационарного наружного освещения на всем протяжении проезда общего пользования от ... ..., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

В обоснование указал о том, что ввиду бездействия администрации муниципального образования на данном участке не обеспечивается безопасность дорожного движения, ненадлежащее состояние дорожного освещения создает угрозу возникновения ДТП с участием пешеходов. Указанные обстоятельства выявлены при составлении 07.12.2021 должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в отношении АМОГО « Сыктывкар» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление ЖКХ АМОГО « Сыктывкар», ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару, МКП МОГО « Сыктывкар» « Дорожное хозяйство», ООО « ЭлектроСетьСтрой».

Представитель ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в ходе рассмотрения дела позицию прокурора поддержал, пояснив, что протоколом инструментальных исследований полностью подтверждается наличие заявленных прокурором в иске недостатков улично- дорожной сети, поскольку, после выполнения работ в рамках муниципального контракта №51 от 27.12.2021, освещение проезжей части проезда общего пользования вдоль домов №... сохраняется на недопустимо низком уровне : показатели средней освещенности тротуара при этом составляют 13,7 лк ( при норме не менее 4 лк), проезжей части – 2,04 лк ( при норме не менее 10 лк).

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика с иском не согласился, указывая о том, что на протяжении проезда общего пользования от ... работы по организации дополнительного освещения произведены, при этом, опоры установлены вдоль ..., а не вдоль края проезжей части, в связи с прохождением в указанном месте охранной зоны сетей ОАО « Сыктывкарский Водоканал». Действительно, в результате этого, изменились параметры освещения тротуара, а не проезжей части. Однако, работы по модернизации улично- дорожной сети на данном отрезке включены в перечень инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на 2022-2024 годы, утвержденный Постановлением АМОГО « Сыктывкар» № 1/73 от 14.01.2022. В рамках инвестиционного проекта все недостатки улично- дорожной сети будут устранены путем установки новых опор и элементов освещения.

Остальные стороны непосредственного участия в рассмотрении дела не приняли, извещены надлежаще.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с настоящими требованиями, поскольку непринятие указанных мер административным ответчиком является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Требования, содержащиеся в административном исковом заявлении вытекают из сферы публичных правоотношений и подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Под "обеспечением безопасности дорожного движения" понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения")

В соответствии с ч.4 ст.6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно положениям ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог предусматриваются "ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

Пунктом 4.6.1.4 названного ГОСТ предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8. Указанной таблицей предусмотрено, что средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог II категории, магистральных дорог и улиц регулируемого движения должна составлять не менее 10 лк.

07.12.2021 должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в отношении АМОГО « Сыктывкар» составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Как следует из содержания указанного протокола, на всем протяжении проезда общего пользования от ... отсутствует стационарное наружное освещение, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства", которым предусмотрено обустройство стационарного электрического освещения в населенных пунктах. Тем самым, нарушен п.13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В рамках муниципального контракта №51 от 27.12.2021, заключенного между Управлением ЖКХ АМОГО « Сыктывкар» и ООО « ЭлектроСетьСтрой», выполнены работы по установке металлических оцинкованных опор на территории МОГО « Сыктывкар». Местом выполнения работ указан ( п.2 технического задания) тротуар вдоль домов ...

Акт приемки выполненных работ составлен 15.03.2022.

23.04.2022 органами прокуратуры совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару составлен протокол инструментального обследования ( осмотра) территории на предмет соблюдения требований в области безопасности дорожного движения при обустройстве проезда от ... ) стационарным электрическим освещением. По итогам инструментального обследования, проведенного сертифицированным прибором (Люксметр Лайт-мини зав.№00367-21, срок поверки до 27.06.2022), установлено, что показатели средней освещенности проезжей части на данном участке составляют 2,04 лк, т.е. значительно ниже нормативно установленных ГОСТ.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

В силу пункта 1 и абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Таким образом, представленные в материалы дела протокол по делу об административном правонарушении №11 ее 000865 от 07.12.2021 и протокол инструментального обследования ( осмотра) от 23.04.2022 составлены должностными лицами уполномоченного органа, и расцениваются судом в качестве достоверных и допустимых доказательств ненадлежащего состояния улично- дорожной сети на всем протяжении проезда общего пользования от дома .... Представленные фотоматериалы также подтверждают с достаточной степенью достоверности обстоятельства, изложенные прокурором в своем административном иске.

Согласно п.4.6.1.10. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. В населенных пунктах, где дорога имеет профиль городского типа, опоры устанавливают на газоне за бортовым камнем на расстоянии от него до цокольной части опоры не менее 1,0 м. На обочинах автомобильных дорог и в населенных пунктах могут быть использованы выносные опоры, фундаментная часть которых имеет Г-образную форму. Такие опоры применяют в стесненных условиях при необходимости соблюдения требуемого расстояния между опорой и другими подземными коммуникациями.

Как следует из пояснений представителя АМОГО « Сыктывкар», а также специалиста УЖКХ АМОГО « Сыктывкар» Дайновского Н.В., техническая возможность использования существующих опор для установки дополнительных светильников с целью освещения проезжей части не рассматривалась, однако, полностью не исключается.

Согласно положениям ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом, лишь с согласия его собственника.

Правообладателем автомобильной дороги на всем протяжении проезда общего пользования от ... является Администрация МОГО « Сыктывкар», передача ее в оперативное управление МКП « Дорожное хозяйство» не освобождает Администрацию от возложенной на нее законодательством обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Формирование бюджета, разработка и утверждение целевых программ по вопросам местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления, при осуществлении которых должны приниматься во внимание требования законодательства в части организации безопасности дорожного движения (освещение улиц, обустройство тротуаров).

Оценив представленные доказательства, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку заявленный административный иск указывает на допущенное бездействие АМОГО « Сыктывкар» при исполнение публично правовой обязанности по содержанию автомобильной дороги, которая отнесена к вопросам местного значения.

При этом, исходя из содержания права оперативного управления, обязанность по организации проведения соответствующих мероприятий возлагается судом непосредственно на собственника имущества. Кроме того, именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Ссылки административного ответчика на выполнение спорных работ в рамках осуществления инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств на 2022-2024 годы, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку обустройство стационарного наружного освещения на протяжении проезда общего пользования имеет своей целью устранение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц- участников дорожного движения, соответственно, не может быть отложено во времени на неопределенный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск И.о.прокурора г.Сыктывкара к Администрации МОГО « Сыктывкар» - удовлетворить.

Возложить на Администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 31.08.2022 года обеспечить обустройство стационарного наружного освещения на всем протяжении проезда общего пользования от ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья - Ю.А.Дульцева

        

В окончательной форме решение суда принято 30 мая 2022 года.

2а-1882/2022 (2а-10717/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора гюСыктывкара
Ответчики
УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар"
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
МКП МОГО "Сыктывкар" "Дорожное хозяйство"
ООО "Электросетьстрой"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация административного искового заявления
16.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2022Предварительное судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее