Решение по делу № 2а-1426/2018 (2а-12542/2017;) от 29.12.2017

Дело № 2а-1426/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                             30 января 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,

с участием представителя административного истца Фадеевой А.Р.

представителей административного ответчика Слепцовой М.Т., Дегтярева А.С.

заинтересованного лица – Илларионовой С.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Автономного учреждения «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Автономное учреждение «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» обратилось в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения г. Якутска» о признании решения незаконным, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указано, что административным ответчиком принято решение от ____ 2017г. о сохранении среднего месячного заработка за И. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку исключительные случаи сохранения за работником И. среднего месячного заработка отсутствуют.

В суде представитель административного истца иск поддержала, просила удовлетворить.

Представители административного ответчика с иском не согласились по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Заинтересованное лицо с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, пояснив, что является пенсионером, имеет кредитные обязательства.

Заслушав лиц, явившихся на судебное заседание, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административный иск об оспаривании действий (бездействие) должностного лица подлежит удовлетворению при совокупности следующих условий: доказанность факта нарушения права истца оспариваемым действием (бездействием) и несоответствие действия или решения требованиям закона.

Как видно из материалов дела, И. состояла в трудовых правоотношениях с АУ «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева Суорун Омоллоона» в должности ___.

Приказом от ____ 2017г. уволена по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Решением ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения г. Якутска» от ____ 2017г. за И. сохранен средний месячный заработок в течение 04 месяца со дня увольнения.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй статьи 318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В определении от 29 ноября 2012 г. N 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном иждивении работника или получающих от него помощь, и тому подобным.

Судом установлено, что ____ 2017г. в месячный срок И. обратилась в ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения г. Якутска» с заявлением о содействии в поиске подходящей работы

За период нахождения на учете И. регулярно обращалась в ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения г. Якутска» за сведениями о наличии вакансий. Однако в ГКУ РС (Я) «Центр занятости населения г. Якутска» не поступали подходящие вакансии от работодателей, а потому ей не были выданы направления на работу.

И. является пенсионером. Между тем данное обстоятельство не является исключительным случаем сохранения средней месячной заработной платы, поскольку она социально защищена, ежемесячно получает пенсию.

Доводы о том, что заинтересованное лицо имеет обязательства по кредитному договору от ____ 2017г. (приобретение строящегося жилья), не могут быть приняты во внимание. Заинтересованное лицо заключила кредитный договор ____ 2017г., т.е. на момент заключения договора она была уведомлена о предстоящем увольнении по сокращению. Заключая кредитный договор, возлагая на себя обязательства по его исполнению, заинтересованное лицо знала о том, что она подлежит увольнению. Данный факт она подтвердила в суде. Кроме того, по указанному кредитному договору И. является созаемщиком. Из пояснений заинтересованного лица следует, что ее супруг трудоустроен. Также ее супругу принадлежит однокомнатная квартира.

Таким образом, наличие обязательств по кредитному договору не относится к исключительным случаям сохранения среднего месячного заработка.

Отсутствие достаточных средств к существованию после исполнения обязательств по кредитному договору, не является исключительным случаем сохранения среднего месячного заработка. Исполнение обязанностей по договору кредита не поставлено в зависимость от доходов заемщика, его семейного положения или действий третьих лиц. Независимо от того, изменилось ли финансовое положение заемщика, он обязан выполнять принятые на себя по договору кредита обязательства. Изменение материального положения (увольнение по различным основаниям, в том числе по сокращению штата), наличие или отсутствие дохода относятся к риску, который заинтересованное лицо как заемщик несет при заключении договора кредита, поскольку эти обстоятельства возможно предвидеть при достаточной заботливости и осмотрительности. Следовательно, указанное обстоятельство не относится к исключительным случаем сохранения среднего месячного заработка.

Доводы о том, что заинтересованное лицо имеет заболевание «___», на лечение которого покупает дорогостоящие лекарства, не могут быть приняты во внимание. Заинтересованное лицо не является инвалидом, данное заболевание не относится тяжелым, оно не внезапно возникло. Данное заболевание возникло до принятия оспариваемого решения. Доказательства, свидетельствующие о том, что указанное заболевание не позволяет уволенному работнику в течение четвертого месяца физически искать работу, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, доказательства, свидетельствующие о том, что заинтересованное лицо покупает дорогостоящие лекарства, не представлены. Лекарства, прописанные врачом, не относятся к дорогостоящим.

У заинтересованного лица отсутствуют нетрудоспособные члены семьи, находящиеся у него на инждивении.

Таким образом, приведенные административным ответчиком и заинтересованным лицом обстоятельства не являются исключительными случаями сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании оспариваемого решения незаконным и его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░░ ____ 2017 ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

    

2а-1426/2018 (2а-12542/2017;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АУ Государственный театр оперы и балета РС(Я)
Ответчики
ГКУ РС(Я) Центр занятости населения г.Якутска
Другие
Илларионова С.Ф.
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
29.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.01.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
25.01.2018[Адм.] Судебное заседание
30.01.2018[Адм.] Судебное заседание
31.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее