Дело № 2а-1062/2021
УИД 24RS0040-01-2021-000440-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 года город Норильск
Судья Норильского городского суда Красноярского края Пархоменко А.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Петрова А.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 15» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю об оспаривании дисциплинарного взыскания,
установил:
Петров А.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток, мотивируя требования тем, что Петрову А.С. вменено нарушение формы одежды, кофты установленного образца с нагрудным знаком, которую и выдала администрация исправительного учреждения, также в ходе реализации возложенного на него дисциплинарного взыскания, был нарушен порядок водворения его в штрафной изолятор, куда он был помещен без предварительного медицинского осмотра на основании якобы отказа от подписания добровольного согласия; о назначенной комиссии уведомили за час до ее проведения, в связи с чем, не было возможности подготовить свою защиту; на комиссии права не разъяснялись. Считает оспариваемое постановление незаконным, нарушающим его права, предусмотренные российским законодательством, Конвенцией по правам человека. В данной ситуации Петров А.С. испытывал нравственные, физические страдания. Просит признать действия администрации незаконными и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Петров А.С., уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, а также о возможности участия в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, от участия в судебном заседании отказался, о чем сотрудниками исправительного учреждения составлен акт.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Соколова М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19), надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении разбирательства по делу, суду не заявляла, представила возражение на административный иск, согласно которому осужденный Петров А.С. содержался в учреждении ИК-15 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия содержания, где находился до ДД.ММ.ГГГГ. По прибытии в ИК-15 был ознакомлен со своими правами и обязанностями, предусмотренными УИК РФ, другими нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения (далее – ПВР ИУ), утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.14 ПВР ИУ выполнение требований законов, соблюдение распорядка дня исправительного учреждения, является обязанностью, а не правом осужденного. В соответствии со ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, порядок применения которых регламентируется ст.117 УИК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Петрова А.С. вынесено постановление о наложении взыскания правами начальника Учреждения в виде водворения в ШИЗО сроком на 7 суток. Каких-либо нарушений в ходе процедуры применения указанного дисциплинарного взыскания в отношении административного истца, не допущено, решение является обоснованным и соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству РФ, что подтверждается: постановлением врио начальника ИК-15 А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осужденный Петров А.С. не соблюдал п.16 ПВР ИУ, где установлена обязанность осужденных носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками, выполнять законные требования работников УИС, соблюдать требования законов РФ и Правил; - рапортом младшего инспектора группы надзора от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в 20:38 часов ДД.ММ.ГГГГ осужденный Петров А.С. в помещении № (день) ОСУОН во время вечерней проверки наличия осужденных и осмотра внешнего вида осужденных не носил одежду (куртку х/б) установленного образца с нагрудным отличительным знаком. Законные требования младшего инспектора дежурного по ОСУОН об устранении нарушения, не выполнял. Данное нарушение зафиксировано на портативный видеорегистратор №. Согласно приказу начальника ФКУ ИК-15 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден образец правильного ношения установленной одежды (Приложение №). Установленной формой одежды административный истец обеспечен. По факту нарушения, осужденный Петров в устной беседе, каких-либо уважительных причин своего поведения не указал, письменное объяснение дать отказался, о чем составлен акт за подписью сотрудников Администрации. В силу ч.6 ст. 11 УИК РФ неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность. Согласно заключению фельдшера медицинской части № ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, состояние осужденного Петрова А.С. было удовлетворительным, жалоб на состояние здоровья не высказывал, содержаться в ШИЗО мог. Доводы административного истца о непроведении в отношении него медицинского осмотра перед водворением в ШИЗО ДД.ММ.ГГГГ, не имеют подтверждения, отметки о прохождении медицинского осмотра имеются на постановлении о водворении в ШИЗО от ДД.ММ.ГГГГ, приложено медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ о проведенном медицинском осмотре, имеется запись в амбулаторной карте Петрова А.С. Перед водворением в ШИЗО было проведено обследование психо-эмоционального состояния осужденного, рекомендовано исключить одиночное содержание. О сущности нарушения Петров А.С. был уведомлен при отобрании у него объяснения ДД.ММ.ГГГГ, от дачи которых он в письменной форме отказался, о чем составлен акт. Каких-либо нарушений при вынесении оспариваемого решения со стороны административного ответчика не допущено, решение является обоснованным и соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На основании изложенного просит отказать административному истцу в заявленных требованиях в полном объеме.
Суд не признал явку административного истца и административного ответчика в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанных участников, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие в соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ.
Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой, а также представители этих лиц, суд на основании ч.7 ст.150 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Оценив доводы административного истца, учитывая возражения административного ответчика по существу заявленных требований, исследовав в полном объеме представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Частью 1 ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу указанной выше нормы, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст.17).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 Конституции РФ).Согласно ч.1 ст.3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
В соответствии со ст.8 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
В Российской Федерации гарантируются уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, определяемые исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть 2 статьи 10 УИК РФ).
Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст.11 УИК РФ, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст.82 УИК РФ).
Из пункта 16 ПВР ИУ, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 следует, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительной системы, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в числе которых водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток (п.«в» ч.1 ст.115 УИК РФ).
Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы регламентирован ст.117 УИК РФ из положений ч.1 которого следует, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.4 ст.117 УИК РФ).
Правом налагать на осужденного взыскание в виде водворения в штрафной изолятор, в соответствии с требованиями ч.1 ст.119 УИК РФ наделен начальник исправительного учреждения.
Согласно п.14 Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец Петров А.С. отбывал наказание, в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно представленному рапорту сотрудника исправительного учреждения, в ходе осуществления надзора за осужденными с использованием портативного видеорегистратора, выявлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ в помещении ОСУОН № 11 (день) осужденный Петров А.С. нарушил установленный порядок отбывания наказания, а именно, в 20 ч. 38 мин. не носил куртку (х/б) установленного образца, законные требования сотрудника ИУ устранить нарушение не выполнял, данное нарушение зафиксировано на портативный видеорегистратор №, которое также нашло отражение в акте проверки видеоматериалов по указанным фактам нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку осужденный Петров А.С., без наличия к тому уважительных причин, отказался от дачи письменных объяснений по допущенному нарушению установленного порядка отбывания наказания, ДД.ММ.ГГГГ по данному факту составлен акт.
По результатам проверки указанных нарушений было вынесено заключение, согласно которому установлена вина Петрова А.С. в несоблюдении Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, согласно которых осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (п.16), осужденные обязаны выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (п.16); осужденные обязаны соблюдать требования законов Российской Федерации и Правил (п.16).
Согласно приказу начальника ФКУ ИК-15 от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден образец правильного ношения установленной одежды (Приложение №), данной одеждой Петров А.С. был обеспечен, что подтверждается лицевым счетом по обеспечению предметами вещевого довольствия согласно норм положенности, срок носки вещей не истек. В получении вещевого довольствия осужденный Петров А.С. собственноручно расписался в карточке лицевого счета №.
На основании указанного заключения и представленных материалов, постановлением врио начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Петров А.С. был подвергнут мерам взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 7 суток.
Согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ Петров А.С. отказался от медицинского осмотра, однако, по данным объективного осмотра и согласно справке по результатам аудиовизуальной диагностики, общее состояние Петрова А.С. признано удовлетворительным, жалоб на момент водворения не заявлял, в связи с чем медицинских противопоказаний к содержанию в ШИЗО не имел, что отражено в указанных документах.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, процедура наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренная ст.117 УИК РФ, административным ответчиком, в части проведения медицинского осмотра и вынесения медицинского заключения, не нарушена.
Также суд признает несостоятельными доводы заявителя о том, что он был лишен возможности заблаговременно подготовиться к заседанию дисциплинарной комиссии, не был уведомлен заранее о проведении дисциплинарной комиссии, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено о сущности вменяемого нарушения и было предложено дать письменные объяснения по факту нарушения, от чего он отказался, что подтверждается соответствующим актом от ДД.ММ.ГГГГ. Что касается доводов о неразъяснении на дисциплинарной комиссии прав административному истцу, суд учитывает, что по прибытии в ИК-15 Петров А.С. был ознакомлен со своими правами и обязанностями, предусмотренными УИК РФ, другими нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца в ходе применения к нему мер дисциплинарного взыскания со стороны административного ответчика допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий и основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Петрова А.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 15» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю об оспаривании дисциплинарного взыскания – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.И. Пархоменко