Дело № 2а-1116/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сокол 27 сентября 2021 года
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Б.,
с участием старшего помощника Сокольского межрайонного прокурора Миронова К.В.,
представителя административного истца ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Ситовой А.Н.,
при секретаре Мотовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении СМИРНОВА И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Смирнова И.А. на срок погашения судимости восемь лет и установлении ограничений: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 3 раза в месяц для регистрации; запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрещение выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органов внутренних дел.
В обоснование заявления указано, что Смирнов И.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области с 14 мая 2015 года. Осужден приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 01 апреля 2015 года по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 131, п. «б» ч. 2 ст. 132, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Административный истец в исковом заявлении ссылается на то, что Смирнов И.А. отбывает наказание за совершение тяжких преступлений, ранее судим за совершение тяжких преступлений. В соответствии с приговором от 01 апреля 2015 года и ст. 18 УК РФ в действиях Смирнова И.А. имеет место рецидив преступлений. Преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.
После отбывания наказания по приговору Кирилловского районного суда Вологодской области от 26 января 2004 года (конец срока отбытия наказания 01 октября 2013 года) Смирнову И.А. был установлен административный надзор решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года сроком на шесть лет. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 01 ноября 2013 года решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года оставлено без изменения.
Таким образом, Смирнов И.А. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ является лицом, в отношении которого должен быть установлен административный надзор, поскольку совершил данные тяжкие преступления в период нахождения под административным надзором. Срок погашения судимости Смирнова И.А. восемь лет после отбытия наказания, конец отбытия срока наказания – 23 ноября 2021 года.
За время пребывания в ФКУ ИК-4 Смирнов И.А. зарекомендовал себя следующим образом: трудоустроен, прошёл обучение по профессии «станочник деревообрабатывающих станков», состоит на профилактическом учёте как лицо, склонное к посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу, не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания, администрацией учреждения поощрялся 27 раз, характеризуется посредственно.
Представитель административного истца ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Ситова А.Н. административный иск поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить, суду пояснила, что Смирнов И.А. совершил тяжкие преступления, отбывать наказание за которые ему назначено в исправительной колонии особого режима, в силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ он является лицом, в отношении которого должен быть установлен административный надзор на срок погашения судимости восемь лет, поскольку он совершил преступления в период нахождения под административным надзором, кроме того, преступления совершены им в состоянии алкогольного опьянения.
Административный ответчик Смирнов И.А. судом извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участвовать в судебном заседании не пожелал, о чем представил суду заявление, письменных объяснений суду не направил.
Суд, руководствуясь ч. 1 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает участие Смирнова И.А., надлежащим образом извещенного, не обязательным и приходит к выводу о рассмотрении заявления в его отсутствие.
Старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Миронов К.В. считает требования об установлении административного надзора обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем просит их удовлетворить, установить административный надзор в отношении Смирнова И.А. на срок погашения судимости 8 лет, установить административные ограничения, указанные в административном исковом заявлении, в полном объёме, поскольку преступления Смирнов И.А. совершил в период нахождения под административным надзором.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобождёнными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего лица; двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных в части 3 настоящей статьи.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 указанной статьи).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу части 2 указанной статьи, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В судебном заседании установлено, что Смирнов И.А. отбывает наказание в исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-4 г. Сокол Вологодской области по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 01 апреля 2015 года по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 131, п. «б» ч. 2 ст. 132, ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде 7 лет лишения свободы. Преступления совершены Смирновым И.А. в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно справке ФКУ ИК-4 началом срока отбытия наказания осуждённому Смирнову И.А. установлено 24 ноября 2014 года, конец срока – 23 ноября 2021 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 132 УК РФ, относятся к категории тяжких преступлений.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 218-ФЗ), судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Смирнов И.А. осужден за совершение тяжких преступлений, направленных против половой неприкосновенности и половой свободы личности, ранее судим за совершение тяжких преступлений, в том числе аналогичных преступлений, в связи с чем в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, отбывать наказание ему назначено в исправительной колонии особого режима. Таким образом, Смирнов И.А. является лицом, в отношении которого могут быть применены нормы административного надзора.
Приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 01 апреля 2015 года в действиях Смирнова И.А. установлен рецидив преступлений, вместе с тем, вид рецидива в указанном приговоре не определен.
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года в отношении Смирнова И.А. установлен административный надзор по приговору Кирилловского районного суда Вологодской области от 26 января 2004 года сроком на 6 лет; установлены административные ограничения в виде запрета на пребывание Смирнова И.А. вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с работой в ночное время; в виде обязания являться 4 раза в месяц в дни, установленные ОМВД, в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета на посещение предприятий общественного питания с целью распития спиртных напитков. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 01 ноября 2013 года решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 07 августа 2013 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Смирнова И.А. – без удовлетворения.
Установив фактические обстоятельства по делу и руководствуясь Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», вступившим в силу с 01 июля 2011 года, суд приходит к выводу о том, что Смирнов И.А. относится к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, поскольку Смирнов И.А. совершил преступление, при рецидиве преступлений, в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и нормы Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, требование ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора за Смирновым И.А. является обоснованным.
Суд считает необходимым установить административный надзор за Смирновым И.А. на срок погашения судимости – 8 лет.
Согласно справке ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области после освобождения Смирнов И.А. намерен выехать для проживания по адресу: <адрес>.
Согласно характеристике за период отбывания наказания Смирнов И.А. администрацией исправительного учреждения характеризуется посредственно, трудоустроен, прошёл обучение по профессии «станочник деревообрабатывающих станков», состоит на профилактическом учёте как лицо, склонное к посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу, не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания, администрацией учреждения поощрялся 27 раз за активное участие в работах по благоустройству территории и помещений учреждения, добросовестный труд.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Решая вопрос об установлении административных ограничений, суд учитывает поведение Смирнова И.А. в период отбывания наказания, обстоятельства и тяжесть совершенных им преступлений, направленных против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в период нахождения под административным надзором, количество судимостей Смирнова И.А., возраст осужденного, его трудоспособность, учитывая, что преступления совершены Смирновым И.А. в состоянии алкогольного опьянения, в связи с чем в целях индивидуально профилактического воздействия на Смирнова И.А. суд считает необходимым установить административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 3 раза в месяц для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрета выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органов внутренних дел, при этом суд считает, что данные административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказанию индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении СМИРНОВА И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, удовлетворить.
Установить в отношении Смирнова И.А. административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на срок погашения судимости восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Смирнова И.А. следующие административные ограничения:
1. три раза в месяц в установленные дни являться для прохождения регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
2. запретить Смирнову И.А. пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
3. запретить Смирнову И.А. выезд за пределы <данные изъяты> без разрешения органов внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Е.Б. Попова
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021 года.