Решение по делу № 2-82/2018 от 28.02.2018

Дело № 2-82/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Глядянское «23» апреля 2018 года

Притобольный районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Папуловой С.А.,

с участием заместителя прокурора Притобольного района Угренинова А.П.,

при секретаре Козловой Е.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Притобольного района в интересах Фоминых Алексея Ивановича к Администрации Притобольного района о предоставлении Фоминых А.И. жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском к Администрации Притобольного района о возложении обязанности предоставить Фоминых А.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения на территории Притобольного района, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Притобольного района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прокуратуру района обратился Фоминых Алексей Иванович с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. В ходе проведения проверки было установлено, что Фоминых А.И. проживает в настоящее время по адресу: <адрес>, собственного жилья не имеет. Закреплённого жилого помещения за Фоминых А.И. не имеется. Фоминых А.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием родительского попечения и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года Фоминых А.И. был передан на воспитание в приемную семью Кезаревой. Решением Притобольного районного суда Курганской области от 18.09.2008 года мать Фоминых - ФИО8 ФИО2 лишена родительских прав. Согласно справке отдела ЗАГС <адрес> отец Фоминых А.И. – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что Фоминых А.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>. На основании акта обследования жилого помещения от 23.03.2010 года жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. На основании Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ сведения о праве собственности Фоминых А.И. на объекты недвижимости на территории Курганской области отсутствуют. Фоминых А.И. проживает по адресу: <адрес>, собственного жилья не имеет. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Абрамовой Т.А. В ДД.ММ.ГГГГ году Фоминых А.И. исполнилось 18 лет. Постановлением главы Притобольного района от 14.12.2016 года № 392 Фоминых А.И. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Притобольного района. Анализ приведённых выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что основаниями для возникновения права на получение жилья у Фоминых А.И. является статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждаемость в жилом помещении. Анализ приведенных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что основаниями для возникновения права на получение жилья у Фоминых А.И. является статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждаемость в жилом помещении. В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ от 22.07.2008 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям – сиротам и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце втором ч.1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Согласно ч.7 ст. 8 Закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в п.1 ст. 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8 ст. 8 Закона). В соответствии со ст. 2 Закона Курганской области «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» от 25.12. 2012г. № 83, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированных жилых помещений. Согласно ч.1 ст. 6 Закона Закон Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа осуществляется органом уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Согласно подпункту 2 п.2 ч.8 ст. 3 Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые закона Курганской области» органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Порядок определения перечня материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется согласно приложению 13 Закона Курганской области (п.3 ч.9 закона Курганской области). Пункт 1 Приложения 13 к Закону Курганской области от 05.10.2007 года № 288 материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, являются приобретаемые органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, за счет средств бюджета Курганской области благоустроенные жилые помещения. В силу ст. 2 ч.1 ст. 3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, приобретаемые за счет средств бюджета Курганской области и переданные в муниципальную собственность является полномочием Администрации Притобольного района. Следовательно, Фоминых А.И. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам на территории Притобольного района. С момента постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением Фоминых А.И. жилое помещение не предоставлено.

Просит обязать Администрацию Притобольного предоставить Фоминых Алексею Ивановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Притобольного района, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.метров, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, на исковых требованиях настаивал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления.

Истец Фоминых А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, поддерживает полностью, что подтверждается имеющейся в деле телефонограммой (л.д.71).

Представитель ответчика - Администрации Притобольного района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление (л.д.95), с исковыми требованиями согласны, о чем в деле имеется письменный отзыв (л.д.77).

Представитель 3-его лица - сектора по опеке и попечительству отдела образования администрации Притобольного района в судебное заседание также не явился, извещен надлежаще и в срок, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, о чем в деле имеется заявление (л.д.96).

Представитель 3-его лица Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, о чем в деле имеется почтовое уведомление (л.д.68), просит рассмотреть дело в отсутствие, о чем представил в суд письменный отзыв (л.д. 89-92), в котором указал, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В силу пункта 8 статьи 8 указанного федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Согласно п.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которой органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Тем самым администрация города Кургана несет ответственность за осуществление полномочия по предоставлению жилья детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа только в пределах переданных в муниципальную собственность жилых помещений. В силу пункта 7 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31.12.2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» включение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Ведение каких-либо иных списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, законодательством не предусмотрено. Контроль за осуществлением исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями в силу статьи 9 Закона Курганской области № 288 в части однократного предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный осуществлять управление государственным имуществом Курганской области – Департамент имущественных и земельных отношений. Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, предоставление детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность, осуществляется на основании списка, в которые указанные лица включены в порядке очередности в зависимости от даты принятия органом местного самоуправления решения о включении указанных лиц в список. При этом следует иметь в виду, что в федеральном и региональном законодательстве не указан срок, в течение которого детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, должны быть предоставлены жилые помещения. В соответствии с пунктом 68 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 года № 315, к полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области относится приобретение материальных ресурсов в виде жилых помещений, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и передачи в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно пункту 2 Порядка определения перечня материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность (приложение №13 к Закону Курганской области № 288) Главное управление, ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала, представляет сведения, содержащиеся в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в электронном виде департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. Согласно пункту 3 данного Порядка Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, основываясь на данных, содержащихся в списке, исходя из бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в целях осуществления государственных полномочий Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в течение 10 рабочих дней рассчитывает количеств жилых помещений, планируемых к приобретению. Главное управление письмом от 12.01.2018 года № 13-118 направило в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области сведения о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (по состоянию на 31 декабря 2017 года), а также региональный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. В указанном региональном списке Фоминых А.И. числится под № 56. Истец просит о возложении обязанности на Администрацию Притобольного района по предоставлению Фоминых А.И. жилого помещения. Однако в исковом заявлении прокурора не указано, какими решениями, действиями (бездействием) ответчика нарушено право истца на обеспечение ее жилым помещением, а к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие доводы о нарушении ответчиком прав и законных интересов истца. Доказательств того, что ответчик каким-либо образом препятствовал Фоминых А.И. в предоставлении ему жилого помещения (отказал во включении в список, необоснованно исключил из него либо при наличии в муниципальной собственности жилых помещений специализированного жилищного фонда не предоставил ему жилое помещение), истец не представил. При этом право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не оспаривается. Кроме того, считают, что удовлетворение исковых требований истца нарушит права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее Фоминых А.И.

Представители 3 лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, финансового управления Курганской области в судебное заседания не явились, о дате, месте и времени судебного заседания все извещены надлежащим образом и в срок, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями (л.д.67,69), Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем в суд поступил письменный отзыв (л.д.72). Ходатайств об отложении дела слушанием и возражений по иску от иных участников процесса в суд не поступило.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте слушания дела, не ходатайствующих об отложении дела.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Право прокурора на предъявление иска в интересах Фоминых подтверждено представленным заявлением Фоминых на имя прокурора Притобольного района об обращении в его интересах в суд с иском к администрации Притобольного района о предоставлении ему жилого помещения (л.д.13).

Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Фоминых Алексей Иванович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем в деле имеется копия паспорта Фоминых А.И. (л.д.11).

Фоминых А.И. достиг совершеннолетия, в ДД.ММ.ГГГГ закончил Лебяжьевскую среднюю общеобразовательную школу (л.д. 23-25).

Фоминых А.И. имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку его мать - ФИО8 ФИО2 лишена родительских прав на основании решения Притобольного районного суда Курганской области от 18.09.2008 года, что подтверждается копией решения Притобольного районного суда Курганской области от 18.09.2008 года (л.д. 17-18). Отец Фоминых А.И. – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой отдела ЗАГС Администрации Притобольного района Курганской области (л.д. 16).

Фоминых А.И. зарегистрирован на территории <адрес> в <адрес>, что подтверждается адресной справкой (л.д.10).

Постановлением Администрации Притобольного района от 14.12.2016 года № 392 (л.д.26) Фоминых А.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО8 в собственности жилых помещений не имеет, о чем свидетельствует ответ ГУП <адрес> «Кургантехинвентаризация» об отсутствии зарегистрированного на праве собственности права на недвижимое имущество (л.д. 60) и выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).

Пунктом «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12. 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей- сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возврате от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возврате до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая, что Фоминых достиг 18 летнего возраста, окончил общеобразовательное учебное учреждение, является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным Законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были внесены изменения в статью 8 Федерального Закона от 21.12. 1996г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в статьи 75, 92, 103, главы 9 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивших в законную силу с 1.01. 2013 года.

Статьей 8 ФЗ от 21.12. 1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02. 2012 года № 15-ФЗ) установлено, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего в период спорных правоотношений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Федеральному Закону от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступившему в законную силу 01.01.2013г., обязанность по обеспечению гарантий прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод, что основаниями для возникновения права на получение жилья у детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются: их нуждаемость в жилых помещениях; окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах и т.д., и прекращение опеки. Обязанность по обеспечению гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение возложена на органы государственной сласти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12. 2012г.) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Курганской области «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» от 25.12. 2012г. № 83, внесены изменения в Закон Курганской области от 31.12. 2004г. № 4 № О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», согласно которых детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

На основании ст. 26-3 Федерального закона от 06.10. 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещения могут быть переданы органам местного самоуправления.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Законом Курганской области от 05.10. 2007г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», на органы местного самоуправления возложены полномочия в том числе, по предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст.14 Федерального закона РФ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предмету ведения муниципального образования поселений отнесены обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным кодексом.

В силу пункта 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок является обязательным во всех случаях.

Порядок, в соответствии с которым дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12. 2012г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми - сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку - сироте, лицу из числа детей- сирот, проживающих на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Согласно данному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления, на который данным актом возложена обязанность, в том числе по предоставлению вышеуказанным категориям граждан жилых помещений по договору специализированного найма. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.п. 2 п.2 ч.8 ст.3 Закона Курганской области от 29.12. 2015г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области», органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Материальные ресурсы, в соответствии с п.3 ч.9 Закона Курганской области № 134 от 29.12. 2015г., в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передают в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Порядок определения перечня материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется согласно приложению 13 закона Курганской области.

Пунктом 1 Приложения 13 к Закону Курганской области от 05.10. 2007г. № 288, материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, являются приобретаемые органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области за счет средств бюджета Курганской области благоустроенные жилые помещения.

Фоминых имеет регистрацию в <адрес>, что следует из адресной справки (л.д.10).

Согласно данным ГУП «Кургантехинвентаризация» от 12.02.2018 года, сведения о регистрационных правах на объекты недвижимого имущества Фоминых в Едином государственном реестре прав, отсутствуют (л.д.60).

Фоминых нуждается в жилом помещении, что подтверждается Постановлением администрации Притобольного района от 14.12.2016 года № 392 «О включении Фоминых Алексея Ивановича в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Притобольного района», согласно которому Фоминых включен в список для получения жилья.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно данным адресной справке Фоминых А.И. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, в настоящее время Фоминых А.И. проживает в <адрес>. Собственного, приватизированного жилья не имеет, не является Фоминых и нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Решением Межборной сельской Думы № 8 от 20 января 2010г. «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения по договору социального найма жилья» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.57).

В связи с чем, Фоминых А.И. имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения, не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения.

Учитывая, что Фоминых А.И. зарегистрирован на территории муниципального образования Притобольный район, в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, возложено на органы исполнительной власти по месту жительства, в связи с чем, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию Притобольного района

В соответствии со ст. 34, 38 Устава МО «Притобольный район» Администрация Притобольного района, обладающая правами юридического лица, является исполнительно – распорядительным органом указанного муниципального образования и наделена полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и бюджетом.

С учетом приложения № 1 к Закону Курганской области № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», соответствующему муниципальному образованию Курганской области, которому передано государственное полномочие, является Притобольный район Курганской области

    Таким образом, обязанность по предоставлению Фоминых А.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность, подлежит возложению на Администрацию Притобольного района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    

             Р Е Ш И Л:

    

    Исковые требования прокурора Притобольного района Курганской области в интересах Фоминых Алексея Ивановича к Администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Притобольного района Курганской области предоставить Фоминых Алексею Ивановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее социальным и санитарно – техническим требованиям, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения через Притобольный районный суд Курганской области.

Председательствующий:                    С. А. Папулова.

2-82/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Фоминых Алексей Иванович
Прокурор Притобольного района в интересах Фоминых Алексея Ивановича
Недорезов В.Ю.
Фоминых А.И.
Ответчики
Администрация Притобольного района
Другие
Сектор опеки и попечительства Администрации Притобольного района
Финансовое Управление Курганской области
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Управление социальной защиты населения Курганской области
Суд
Притобольный районный суд Курганской области
Дело на странице суда
pritobolny.krg.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее