УИД: 91RS0013-01-2024-001427-63
Дело № 2-923/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2024 года <адрес>
Кировский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего- судьи Микитюк О.А., при секретаре –С.Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Э.У. к Администрации <адрес> Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, третье лицо Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым –
УСТАНОВИЛ:
Истец К.Э.У. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика поставить его на отдельный квартирный учет депортированных граждан, мотивируя свои требования тем, что в феврале 2024 года он обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о постановке на отдельный квартирный учет граждан из числа ранее депортированных(репрессированных) на основании ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". К заявлению были приложены документы в соответствии с порядком подачи документов на постановку на квартирный учет, в том числе справка о реабилитации от 07.06.2017 № К — 900. Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако, вынужден проживать в летней кухне, по причине отсутствия другого жилого помещения для проживания. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения на территории Республики Крым не является. Письмом от 25.03.2024 г. администрацией <адрес> Республики Крым направлено извещение об отказе в постановке на квартирный учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации <адрес>, в связи с тем, что в справке о реабилитации не усматривается населенный пункт <адрес>, из которого была репрессирована его мать, А.Д.
В судебное заседание истец представил заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель администрации <адрес> также представили заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения иска не представили.
Суд, исследовав представленные суду доказательства, полагает необходимым требование удовлетворить исходя из следующего.
Судом установлено, что истец К.Э.У. родился ДД.ММ.ГГГГ г.р. в н/промысел <адрес>, что подтверждается данными свидетельства о рождении (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдана справка о реабилитации № К — 900, согласно которой он родился ДД.ММ.ГГГГ г.р. в н/промысел <адрес> и является сыном А.Д. ( так в документах) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, репресированной по национальному признаку в виде выселения (дата не указана) на основании постановления ГОКО СССР № сс от ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> на спецпоселение в <адрес>, освобожденной от учета из спецпоселения органов МВД СССР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Истец зарегистрирован с апреля 1996 года по адресу: <адрес> (л.д.12 об).
По указанному адресу расположена летняя кухня (нежилое) право собственности на которую зарегистрировано за К.С.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с кадастровым № и летняя кухня с кадастровым №. Право собственности на которое ни за кем не зарегистрировано (л.д.27-32).
Согласно выписки из ЕГРН истец не имеет в собственности жилого помещения на территории РФ (л.д.26).
На основании постановления администрации <адрес> Республики Крым от 22.03.2024 № 144а истцу отказано в постановке на квартирный учет(в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с статьей 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий». Основание: в справке о реабилитации не усматривается населенный пункт <адрес>, из которого была репрессирована мать А.Д. (л.д.8).
Порядок реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25.10.1917 (07.11.1917), восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба регламентирован Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации (статья 12 Закона о реабилитации).
Статьей 13 Закона о реабилитации признано право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", так же имеет своей целью реабилитацию всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом Законом о реабилитации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", так же имеет своей целью реабилитацию всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом Законом о реабилитации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживающих совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения поселения.
Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются: 1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 данного Закона; 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета (статья 4 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015).
Статьей 5 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК/2015 предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане, подающие заявления о принятии на учет, прилагают к ним документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления по договорам социального найма жилых помещений (далее - документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет), за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заявления о принятии на учет и документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, рассматриваются органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов принимается одно из следующих решений: 1) решение о принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 2) решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Орган местного самоуправления, в котором осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение по результатам рассмотрения документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр заверенная копия принятого решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином, подавшим заявление о принятии на учет.
Исходя из выше указанных норм закона, суд полагает что истец имеет право на постановку его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Довод о том, что в справке не указан населенный пункт, из которого репрессирована мать истца, не может служить основанием для отказа в постановке на учет, поскольку последняя была репрессирована из <адрес>, истец зарегистрирован и проживает в <адрес> и лишен возможности конкретизировать населенный пункт, однако это не может лишать его права на реабилитацию.
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> поставить К.Э.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на квартирный (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации <адрес> для депортированных граждан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Микитюк