КОПИЯ
Дело №2-64/2024
03RS0015-01-2023-003698-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года г.Салават
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халиловой Л.М.,
при секретаре Колесниковой Н.С.,
с участием представителей ТСЖ «Ленинградская 17» Федоровой О.В., Асылбаевой Г.В., ответчика Семенченко Н.Н. ее представителя Семенченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСЖ «Ленинградская 17» к Семенченко ФИО11 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги,
по встречному исковому заявлению Семенченко ФИО12 к ТСЖ «Ленинградская 17» об обязании произвести перерасчет по оплате жилья и коммунальных платежей,
установил:
Истец ТСЖ «Ленинградская 17» обратился в суд с иском к Семенченко Н.Н. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, судебных расходов.
В обоснование исковых требований указано, что Товарищество собственников жилья «Ленинградская 17» является обслуживающей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес). Ответчику Семенченко Н. Н. на праве собственности принадлежит, расположенная в указанном жилом доме квартира (адрес). За период с 00.00.0000. за Семенченко Н. Н. числится задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере в сумме 237 806,34 руб. В связи с поступившим от Семенченко Н.Н. возражениями судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности № ... отменен 00.00.0000., судебный приказ ... отменен 00.00.0000. Истец просит суд взыскать с ответчика Семенченко Н.Н. задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 00.00.0000. в сумме 237 806,34 руб., пени за период с 00.00.0000. в размере 40 591,14 руб., расходы по оплате государственной пошлины.
Семенченко Н.Н. обратилась в суд со встречным иском, в котором просит:
признать незаконными действия ТСЖ "Ленинградская 17" по отказам в перерасчете по лицевому счету ... по квартире по адресу: (адрес) за период с 00.00.0000. по содержанию общего имущества на квартиру, по отоплению, по оплате услуги уборщицы помещений, за сервисное обслуживание домофона, за уборку придомовой территории, за электроэнергию, за ремонт входной группы;
обязать ТСЖ "Ленинградская 17" исключить из платежного документа по лицевому счету ... по квартире по адресу: (адрес) за период с 00.00.0000. по 00.00.0000.: сумму задолженности по оплате за сервисное обслуживание домофона в размере 1785 руб.; задолженность по оплате услуги уборщицы помещений в размере 3570 руб.; сумму задолженности по оплате уборки придомовой территории в размере 425,92 руб.; сумму задолженности по оплате за электроэнергию в размере 373,73 руб.; сумму задолженности по оплате за ремонт входной группы в размере 855,36 руб.;
обязать ТСЖ "Ленинградская 17" произвести перерасчет по лицевому счету ... по квартире по адресу: (адрес) за период с 00.00.0000. по содержанию общего имущества и по услуге "отопление";
взыскать с ТСЖ "Ленинградская 17" в пользу Семенченко Н.Н. штраф в размере 50% от суммы перерасчета по содержанию общего имущества и по услуге "отопление"; штраф в размере 50% от суммы по оплате за сервисное обслуживание домофона в размере 892,50 руб., штраф в размере 50% от суммы оплаты услуг уборщицы помещений в размере 1785 руб., штраф в размере 50% от суммы оплаты по уборке придомовой территории в размере 212,96 руб., штраф в размере 50% от суммы по оплате за электроэнергию в размере 186,87 руб. и штраф в размере 50% от суммы оплаты за ремонт входной группы в размере 427,68 руб.
Свои требования мотивирует нарушением ее прав по предоставлению ТСЖ «Ленинградская 17» услуг, не соответствующих Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме; отсутствия договора между исполнителем и потребителем; общее собрание ТСЖ в установленном законом порядке не принимало решения о необходимых расходах на содержание и ремонт общего имущества; отсутствия в платежных документах достоверной информации.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску ТСЖ «Ленинградская 17» - председатель правления Товарищества Федорова О.В., по доверенности Асылбаева Г.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречного искового заявления просили отказать. Суду пояснили, что услуги оказаны в полном объеме, оснований для перерасчета не имеется, коммунальная услуга за отопление в указанный период оказана в полном объеме, начисление платы за отопление осуществлялось в отопительный период исходя из показаний общедомового прибора учета в соотношении площади принадлежащей Семенченко Н.Н. квартиры и общей площади всех жилых помещений в многоквартирном доме, которая составляет 3819,20 кв.м. Фактическая площадь всех квартир, отражена в протоколах общего собрания собственников, т.к. в техпаспорте МКД от 00.00.0000 года сведения не актуальны, собственники перестраиваю квартиры, поэтому общая площадь квартир берется из правоустанавливающих документов предоставляемых собственниками при проведении общих собраний. Просили в удовлетворении встречного иска отказать, поддержали письменные возражения, указав что собственники приняли решение об утверждении тарифов, есть решение общих собраний, начисление произведено по тарифам, истцу оплату за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроэнергию из начисления убрали, начисление было только на общедомовые нужды.
Ответчик по первоначальному иску Семенченко Н.Н. и ее представитель по заявлению Семенченко Г.В. в судебном заседании заявили ходатайство о пропуске ТСЖ "Ленинградская 17" срока исковой давности, просили в удовлетворении исковых требований ТСЖ «Ленинградская 17» отказать, заявленные встречные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным во встречном иске основаниям. Суду пояснили, что ТСЖ « «Ленинградская 17» не заключало с ней договор на оказание услуг, электричеством никто не пользуется, протоколы общих собраний собственников МКД, которыми утверждены тарифы на коммунальные услуги не обжаловала. Поскольку в платежных документах не отражается показания общедомового учета потребленного домом тепла, не может проверить правильность начисления за услугу - отопление; домофон, МОП, ремонт входной группы должны быть установлены на общем собрании собственников помещений. Доказательствами наличия у нее задолженности платежные документы не являются, поскольку форма платежного документа общим собранием собственников не утверждена, расчет пени был рассчитан неверно от общей суммы задолженности и без учета моратория.
Представитель третьего лица Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя третьего лица, считает исковые требования ТСЖ «Ленинградская 17» к Семенченко Наталии Николаевне о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги подлежащими частичному удовлетворению; в удовлетворении встречных исковых требований по иску Семенченко Наталии Николаевны к ТСЖ «Ленинградская 17» о ненадлежащем исполнении услуг, признании платежных документов недействительными необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
По правилам ч.ч. 1, 2 и 7 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (ст.156 ЖК РФ)
Тарифы на коммунальные услуги утверждаются органами исполнительной власти (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ), а размер платы за содержание жилого помещения определяется либо решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ), либо на основании решения органа местного самоуправления, если общим собранием такой размер не утвержден (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Семенченко Н. Н. является собственником жилого помещения общей площадью 88 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается выпиской из Росреестра (л.д.55 т.2).
Жилому помещению, расположенному по адресу: (адрес), присвоен лицевой счет № ...
00.00.0000 года собственниками жилых помещений, расположенных в доме (адрес) был выбран способ управления домом - товарищество собственником жилых помещений.
00.00.0000 Межрайонной ИФНС № 39 по РБ в установленном законе порядке было зарегистрировано ТСЖ «Ленинградская 17» с присвоением ему ИНН 0266036936, ОГРН 1140280412128.
Решение о выборе нового председателя Правления ТСЖ «Ленинградская 17» Федорову О.В. было принято заседанием Правления товарищества от 00.00.0000, оформленным протоколом ... от 00.00.0000.
В соответствии со статьей 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (п. 9.1. Устава ТСЖ «Ленинградская 17»).
Протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома (адрес) от 00.00.0000 года утверждены размеры расходов на содержание и ремонт жилья.
Решением общего собрания членов было установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных по средним показаниям, рассчитанным по показаниям общедомовых приборов учета и выставленных на обслуживающими организациями счетом, до установки поквартирных индивидуальных приборов учета, после установки индивидуальных приборов учета - исходя из Постановления Правительства N 307.
Указанное решение членов ТСЖ не отменено, в судебном порядке не оспорено, в связи с чем в установленном порядке подлежит исполнению всеми членами ТСЖ и собственниками помещений в указанном многоквартирном доме.
Ссылка Семенченко Н.Н. на предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору выданное в 00.00.0000 году предписание ТСЖ "Ленинградское 17" об обязании произвести возврат суммы за сервисное обслуживание домофона в адрес квартиры ... многоквартирного дома, в том числе 35 руб., не производить начисление платы сервисное обслуживание домофона отдельной строкой в платежных документах, выставленных в адрес квартиры № ... МКД, являются несостоятельной, поскольку решением Арбитражного суда Републики Башкортостан от 00.00.0000. по делу № ... предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ... от 00.00.0000 признано недействительным.
Аудидомофонное оборудование входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку предназначено для обслуживания более одного помещения в доме. Техническое обслуживание аудидомофонной системы относится в услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Стоимость работ и услуг по техническому обслуживанию аудидомофонной системы должно учитываться при утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК Российской Федерации.
Решением Салаватского городского суда от 00.00.0000. с учетом Апелляционного определения Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 00.00.0000. удовлетворен частично иск ТСЖ «Ленинградская 17» к Семенченко ФИО13 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в удовлетворении встречного иска Семенченко ФИО14 к ТСЖ «Ленинградская 17» о ненадлежащем исполнении услуг, признании платежных документов недействительными отказано.
Указанным решением установлено, что согласно решению правления ТСЖ «Ленинградская 17» № 2 от 31 декабря 2014 г. установлено сервисное обслуживание (ремонт) домофонной системы на 00.00.0000 и первый квартал 00.00.0000 г. в размере 35 руб. на квартиру. Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 00.00.0000 года, расходы на сервисное обслуживание (ремонт) домофонной системы в составе платежей за содержание общего имущества не установлены.
В силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, решением правления ТСЖ «Ленинградская 17» от 00.00.0000 года ... установлены платы за сервисное обслуживание (ремонт) домофонной системы в отдельности.
00.00.0000 года протоколом общего собрания собственников помещений МКД № (адрес) принято решение о порядке финансирования собственниками помещений работ по ремонту входной группы. (л.д.110-113 т.3)
Протоколы общих собраний истцом не обжалованы, доказательств о принятии решения собственниками помещений об отмене ранее принятых решений от 00.00.0000., не имеется.
Из материалов дела следует, что за период с 00.00.0000 года за Семенченко Н.Н. числится задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 237 806,34 руб.
Согласно представленной в суд выписке из лицевого счета в период с 00.00.0000 года ответчику Семенченко Н. Н. начислялась плата за содержание жилья и коммунальные услуги, включающие в себя ремонт входной группы (00.00.0000.), отопление, уборка МОП- по 70 руб. ежемесячно, домофон- по 35 руб. ежемесячно, уборка придомовой территории (00.00.0000.- 115,28 руб., 00.00.0000.-121,44 руб., 00.00.0000.-189,2 руб.); за период с 00.00.0000 года начислялась плата за горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, компонент на ТЭ;
Однако, оплата за жилое помещение и коммунальные услуги ответчиком Семенченко Н. Н. в указанные периоды полностью не вносилась, что привело к образованию задолженности.
Судом установлено, что Семенченко Н. Н. за указанный период оплачено: в 00.00.0000 года - 110,57 руб., в 00.00.0000 года -11,75 руб.
Доказательств оплаты задолженности, либо оказания услуг ненадлежащего качества в суд не представлено.
На основании статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, в силу прямого указания закона на собственников помещений в многоквартирном жилом доме возложена обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме путем внесения соответствующей платы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Судом установлено, что с 00.00.0000 года в платежных документах (счетах) отсутствуют начисления с 00.00.0000 года за содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле Семенченко Н.Н. в праве общей собственности на это имущество: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроэнергия. В 00.00.0000 года плата начислялась за холодное водоснабжение ОИ, водоотведение ОИ, горячее водоснабжение (теплоноситель) ОИ; в 00.00.0000 года начислена плата за электроснабжение; в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 год начислялась плата за электроснабжение ОИ.
Согласно пункту 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей на момент постановки на государственный кадастровый учет, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то есть п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ обязательными являются два условия, а именно, формирование и проведение его государственного кадастрового учета.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктом 10 Правил №491 определено, что общее имущество должно сдержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей) и состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 3.6. Правил №170 предусмотрена обязанность управляющей организации проводить уборку придомовой территории, то есть площадок, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартирных проездов.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 №6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домов силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности, предусмотренных положениями Правил №170 и №491.
Отсутствие кадастрового учета земельного участка, на котором расположен жилой дом, не является основанием для освобождения собственников жилых и нежилых помещений в доме от внесения платы за уборку территории, поскольку отсутствие государственного кадастрового учета не свидетельствует о его отсутствии в составе общего имущества дома. Расположение дома на земельном участке предполагает, что собственники пользуются данным земельным участком, а потому должны содержать его в надлежащем состоянии.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что услуги по уборке территории фактически оказывались, то собственники жилых и нежилых помещений несут обязанность по оплате уборки придомовой территории.
На основании изложенного оснований для исключения задолженности по оплате за уборку придомовой территории в размере 425,92 руб. не имеется.
Довод ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих размер задолженности за отопление, опровергается материалами дела. ТСЖ «Ленинградская 17» представлены платежные документы (счета) на оплату услуг с указанием видов услуг, объемов, а также расчет платы за отопление с указанием ежемесячного снятия показаний общедомового прибора учета потребления тепловой энергии выставленного ООО БашРТС по дому в целом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за услугу «отопление» потребителям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).
В соответствии с Правилами исполнитель обязан: осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с пп. «е(2)» пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами (пп. «ж(1)» пункта 31); управляющая организация обязана: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца (пп. «д» пункт 31 (1)).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (3), 43 и 54 настоящих Правил.
По смыслу пунктов 42 (1), 42 (2), 42 (3), 43, 54 Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 сентября 2018 года № 479 «Об установлении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан» изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного в течение года (1/12) на оплату в отопительный период (1/8) с начала отопительного сезона 2019 -2020 годы.
В связи с тем, что многоквартирный дом по адресу: (адрес), оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), расчет стоимости коммунальной услуги по отоплению производится в соответствии с абзацем 3 п. 42(1).
Предусмотренный абзацем 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из представленного истцом расчета, следует, что начисление платы за отопление в спорный период осуществлялось исходя из показаний общедомового прибора учета, по формуле 3 Приложения N 2 к Правилам (применимой при осуществлении оплаты в течение отопительного периода), предусматривавшей расчет путем умножения объема тепловой энергии, потребленной в доме за расчетный период, на отношение общей площади конкретного жилого или нежилого помещения к совокупной общей площади всех жилых и нежилых помещений в этом доме, с последующим умножением на тариф.
Размер платы за коммунальную услугу для конкретного потребителя зависит в том числе от соотношения общей площади принадлежащего ему жилого или нежилого помещения и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом площадь отапливаемых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), в расчет не включается, что обеспечивает пропорциональное участие потребителя в расходах на отопление всего многоквартирного дома.
Согласно техническому паспорту от 00.00.0000 года, общая площадь многоквартирного дома по ул(адрес) составляет - 4 865,7 кв. м, общая площадь жилых помещений - 3 853,4 кв. м., нежилые помещения отсутствуют.
Из пояснений представителей ТСЖ "Ленинградская 17" при расчете платы за отопление принимается площадь жилых помещений указанного в протоколах общего собрания собственников МКД, а именно 3819,20 кв.м., в связи с актуализацией данных собственниками помещений в указанном МКД
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Семенченко Н.Н. о перерасчете за отопление, суд принимает во внимание, что при расчете платы за отопление исходя из общей площади жилых помещений - 3 853,4 кв. м.. стоимость увеличивается и является больше заявленного истцом.
Применение при расчетах актуальных данных о площади жилых и нежилых помещений, отраженных в ЕГРН, не противоречит действующему законодательству, так как указанные сведения имеют более актуальное, достоверное и корректное значение, чем сведения технического паспорта старого образца, поскольку со временем собственники делают перепланировки, влекущие изменение площадей. В процессе купли-продажи помещений собственники заказывают новую техническую документацию, при изготовлении которой проводятся новые замеры с использованием современных измерительных приборов, имеющих более высокую точность, чем приборы, используемые в момент составления технического паспорта на дом.
В связи с чем нарушений прав ответчика Семенченко Н.Н. при начислении такой платы суд не усматривает, при этом при начислении учитывается общая площадь всех жилых, без учета помещений (чердаков, подвалов), в которых не предусмотрено наличие приборов отопления, плата за отопление начисляется ответчиком исходя из фактического потребления по данным общедомового прибора учета.
Обстоятельств, свидетельствующих о надлежащем исполнении собственником Семенченко Н.Н. жилого помещения своих обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период времени, материалы дела не содержат, ответчиком таких доказательств представлено не было, равно как и не было представлено доказательств того, что жилищно-коммунальные услуги в данный период времени не предоставлялись, либо предоставлялись не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Доводы о неправильном расчете коммунальных услуг не являются основанием для освобождения ответчика от уплаты задолженности, поскольку в обоснование доводов ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии задолженности либо о ненадлежащем оказании услуг. В то же время, представленный истцом расчет задолженности не противоречит требованиям закона.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств, опровергающих данный расчет истца, ответчиком суду не представлен.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, для обращения в суд с настоящим иском
Согласно статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
Как следует из материалов дела определением мирового судьи судебного участка ... по г.Салават от 00.00.0000. отменен судебный приказа ... от 00.00.0000. о взыскании с должника Семенченко Н.Н. задолженности за период с 00.00.0000. в размере 169 509,89 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 2995,07 руб., в связи с поступившими возражениями от должника.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности в том числе за период с 00.00.0000. ТСЖ "Ленинградская 17" обратилось к мировому судье 00.00.0000. (2-...), т.е. по истечении 6 месяцев после отмены судебного приказа ....
Определением мирового судьи судебного участка №5 по г.Салават от 00.00.0000. отменен судебный приказа ... от 00.00.0000. о взыскании с должника Семенченко Н.Н. задолженности за период с 00.00.0000. в размере 19 284,80 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 386 руб., в связи с поступившими возражениями от должника.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности в том числе за период за период с 00.00.0000. ТСЖ "Ленинградская 17" обратилось к мировому судье 00.00.0000. (...), т.е. до истечении 6 месяцев после отмены судебного приказа ....
Определением мирового судьи судебного участка №5 по г.Салават от 00.00.0000. отменен судебный приказа ... от 00.00.0000. о взыскании с должника Семенченко Н.Н. задолженности за период с 00.00.0000. в размере 130 983,49 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 1910 руб., в связи с поступившими возражениями от должника.
С исковым заявлением о взыскании задолженности за период с 00.00.0000. истец обратился 00.00.0000., до истечении 6 месяцев после отмены судебного приказа ....
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Таким образом, период осуществления судебной защиты составил 2 месяца 11 дней.
Принимая во внимание изложенное, исчисление срока исковой давности за период с 00.00.0000. будет следующим: 00.00.0000. – 3 года – 2 месяца 11 дней = 00.00.0000 г.
Следовательно, с ответчика Семенченко Н.Н. подлежит взысканию сумма задолженности за период с 00.00.0000 года в размере 176 575,21 руб.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать в пользу ТСЖ «Ленинградская 17» с Семенченко Н.Н. задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с марта 00.00.0000 года в размере 176 575,21 руб.
Пункт 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.
Согласно пункта 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу ст. 333 Гражданского Кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
При этом, пункт 1 статьи 333 Гражданского Кодекса РФ, закрепляя право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи, суд при определении размера подлежащих взысканию неустойки и штрафа вправе применить пункт 1 статьи 333 ГК РФ и снизить их размер в случае установления явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Суд полагает необходимым отметить, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение и одновременно предоставляет суду право снижения ее размера в целях устранения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, что соответствует основывающемуся на общих принципах права, вытекающих из Конституции Российской Федерации, требованию о соразмерности ответственности.
С учетом характера и обстоятельств рассматриваемого дела, размера задолженности, материального положения ответчика, а также принимая во внимание компенсационную природу неустойки, которая должна быть направлена на восстановление прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, а не служить средством обогащения, суд признает обоснованным на основании ст. 333 ГК РФ снизить сумму взыскиваемой пени до суммы 20 000 руб., без учета моратория, принимая во внимание, что заявлен период с 00.00.0000 года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Указание во встречном иске о неправомерном начислении отопление, так как в 00.00.0000 года температура воздуха в квартире истца была ниже 15 градусов, также не может быть принято судом в качестве основания для отказа ТСЖ "Ленинградская 17" в удовлетворении требований, поскольку согласно пункту 34 Правил № 354 потребитель обязан: при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийную диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.
Согласно пункту 105 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийную диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Доказательств, какие именно оказанные ТСЖ "Ленинградская 17" услуги в составе содержания и текущего ремонта общего имущества были ненадлежащего качества либо не оказаны, ответчиком суду не предоставлено и судом не добыто.
Ответчиком в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ доказательств составления актов, соответствующих приведенным выше правилам, не представлено, в связи с чем доводы ответчика в указанной части являются необоснованными.
Ссылка Семенченко Н.Н. на ненадлежащее содержание общедомового имущества в связи самозахватом квартир ... части общедомового имущества путем возведение в коридоре перегородок с дверьми не является основанием для перерасчета платы за содержание общедомового имущества.
Также судом отклоняются доводы Семенченко Н.Н. о подключении собственника квартиры ... к прибору учета электроэнергии по квартире ..., т.к. надлежащих доказательств не представлено.
Доводы об отсутствии утвержденных ТСЖ «Ленинградская 17» смет доходов и расходов по обслуживанию многоквартирного дома. Товарищество фактически оказывало услуги по содержанию, обслуживанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома в спорный период, что подтверждается заключенными хозяйственными договорами и исполнительными документами по ним, платежными поручениями, подтверждающими несение ТСЖ расходов за такие услуги.
Ссылка Семенченко Н.Н. на ненадлежащее содержание общедомового имущества в связи с заливом ее квартиры, поскольку вступившим в законную силу решением Салаватского городского суда от 00.00.0000. удовлетворены частично исковые требования Семенченко Н.Н. к ТСЖ «Ленинградская 17» о признании действий (бездействия) незаконными, обязании составить акт затопления, несостоятельны.
Указанным решением установлено о составлении 00.00.0000 года комиссией в составе Председателя Правления ТСЖ «Ленинградская 17» Федоровой О.В., ФИО20 ТСЖ «Ленинградская 17» ФИО19 собственников жилых помещений (квартир) ... ФИО21 по устному обращению собственника квартиры ... Семенченко Н.Н. акта о визуальном обследовании кровли МКД по адресу: (адрес) Комиссией было установлено, что причина залива жилого помещения ... дома (адрес) не является результатом выпадения атмосферных осадков.
Кроме того вступившим в законную силу решением Салаватского городского суда от 00.00.0000. отказано в удовлетворении искового заявления Семенченко Н.Н к ТСЖ "Ленинградская 17" о ненадлежащем выполнении услуг, взыскании компенсации морального вреда, возмещении ущерба, неустойки и упущенной выгоды.
Указанным решением было установлено, отсутствие вины ТСЖ "Ленинградская 17" в причинение ущерба истцу в результате залива квартиры истца.
В рамках гражданского дела была проведена судебная экспертиза которая установила, что причиной затопления в квартире Семенченко Н.Н. является незаконная, безграмотная перепланировка выполненная собственником Семенченко Н.Н.
Каких либо иных доказательств подтверждающих ненадлежащее содержание общедомового имущества ТСЖ "Ленинградска 17" не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения встречных требований Семенченко Н.Н. о признании незаконными действия ТСЖ "Ленинградская 17" по отказам в перерасчете по содержанию общего имущества на квартиру, по отоплению, по оплате услуги уборщицы помещений, за сервисное обслуживание домофона, за уборку придомовой территории, за электроэнергию, за ремонт входной группы и обязании исключить из платежного документа суммы задолженности по оплате за сервисное обслуживание домофона, по оплате услуги уборщицы помещений, по оплате уборки придомовой территории, по оплате за электроэнергию, по оплате за ремонт входной группы; обязании произвести перерасчет по содержанию общего имущества и по услуге "отопление", не имеется.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд исходит из того, что истец обладает правом на предъявление требования об оплате жилого помещения и коммунальные услуги, поскольку в установленном законом порядке осуществляет управление многоквартирным жилым домом и предоставляет ответчику коммунальные услуги.
При этом суд учитывает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым создано ТСЖ и избрана управляющая организация, в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано. Факт предоставления коммунальных услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома ответчиком не оспаривался.
То обстоятельство, что ответчик не заключил отдельного договора как с ТСЖ так и с управляющей организацией на предоставление коммунальных услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, само по себе не освобождает собственника квартиры от несения расходов, связанных с содержанием общего имущества, а также оплатой потребленных коммунальных услуг. Обязанность собственника содержать имущество предписана ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 30 ЖК РФ. Обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных потребителю, предусмотрена ст. 153-160 ЖК РФ. Какие-либо данные, указывающие на то, что начисленная плата за жилое помещение и коммунальные услуги не соответствует требованиям жилищного законодательства, ответчиком не представлены, также как и обоснованный расчет, указывающий на неправильность начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По существу позиция ответчика сводится к безосновательному утверждению о необходимости освобождения ответчика от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, однако, обстоятельства, которые в силу закона указывают на отсутствие у ответчика обязанности содержать свое имущество, а также производить оплату за потребленные коммунальные услуги, судом установлены не были.
Поскольку Семенченко Н.Н отказано в удовлетворении встречных исковых требований в части основного требования, правовых оснований для взыскания в пользу истца штрафа не имеется.
Других доказательств сторонами суду не представлено, требований иного характера не заявлено. Суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований в соответствии со ст.195 ГПК РФ.
Судебные расходы, понесенные истцом ТСЖ "Ленинградская 17" в связи с обращением в суд и подтверждённые документально, надлежит взыскать с ответчика Семенченко Н.Н. в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 5131,50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление ТСЖ «Ленинградская 17» к Семенченко ФИО15 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги – удовлетворить частично.
Взыскать с Семенченко ФИО16 в пользу ТСЖ «Ленинградская 17» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в сумме 176 575,21 руб., пени в размере 20 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5131,50 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ТСЖ «Ленинградская 17» к Семенченко ФИО17 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, – отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления Семенченко ФИО18 к ТСЖ «Ленинградская 17» о признании незаконными действия об отказе в перерасчете, об исключении из платежных документов задолженности, обязании произвести перерасчет по оплате жилья и коммунальных платежей, взыскании штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 21.02.2024.
Судья подпись Л.М.Халилова
Решение изготовлено 21 февраля 2024 года
Верно. Судья Л.М.Халилова
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)