Решение по делу № 3а-7/2018 (3а-74/2017;) от 23.11.2017

Дело № <...>а-7/18

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи                  Цериградских И.В.

при секретаре                                   Батура Н.С.

с участием прокурора                               Вершининой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

Решением Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> утвержден генеральный план Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области (л.д. 66 том 1, л.д. 91 том 2, карта границ).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части. В обоснование требований указало, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда, а именно:

1) Любинское сельское участковое лесничество урочище «бывший Госплемзавод «Северо-Любинский»:

- в границы <...> в квартале 5 выдел 128 (часть), в квартале 7 выделы 21, 23 (часть);

2) Любинское сельское участковое лесничество урочище «бывший совхоз «Рассвет»:

- в границы <...> в квартале 2 выделы 40-42, 52-59, 61, 62, 64-67, 69, 70, 75, в квартале 3 выделы 9 (часть), 10 (часть), 13 (часть), 14 (часть), 15 (часть), 16, 17, 18(часть), 25-27, 28 (часть), 30, 31, 36-43, 52-56, 78-80 в квартале 10 выдел 1(часть);

- в границах д. Китайлы в квартале 3 выдел 36;

- в границах <...> в квартале 2 выдел 68 (часть), в квартале 5 выделы 17, 29, 34, 35 (часть), 39 (часть), 40 (часть), 44, 54, 55 (часть), 58, 59, 60 (часть), 75, 87-89.

Названные лесные участки на основании свидетельств о государственной регистрации права находятся в федеральной собственности.

Однако при издании оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено.

Ссылаясь на нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», просит признать недействующим Решение Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области» в части включения в границы Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда (л.д. 4-9, 137-138 том 1, л.д. 105 том 2).

В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что на момент согласования проект генерального плана не содержал информации о землях лесного фонда, включаемых в границы Любино-Малоросского сельского поселения, что дало основание Рослесхозу полагать об их отсутствии в представленном проекте.

Представитель административного ответчика – глава Любино-Малоросского сельского поселения Сильченко В.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, указав, что согласование проекта генерального плана с Рослесхозом имелось. При этом не оспаривал то обстоятельство, что проект генерального плана не содержал информации о землях лесного фонда, включаемых в границы Любино-Малоросского сельского поселения (письменный отзыв, л.д. 144-148 том 1).

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал (письменный отзыв – л.д. 108-109).

Представители заинтересованных лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в лице Омского филиала, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д.102-104, 110).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Вершининой Г.А., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <...> № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

При этом, пункт 1.1 соглашения между органом местного самоуправления муниципального района и органом местного самоуправления поселения со ссылкой на статью 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ предусматривает передачу полномочий по утверждению генерального плана Любино-Малоросскому сельскому поселению (л.д. 151-153).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом местного самоуправления Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области является Совет Любино-Малоросского сельского поселения (статья 18 Устава).

По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом, Совет Любино-Малоросского сельского поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения (пункт 20 Устава).

В целях реализации предоставленных полномочий Совет Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области <...> принял решение № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области», которое подписано главой Любино-Малоросского сельского поселения, размещено на официальном интернет портале Омской области http://4ttbm.omskportal.ru и периодическом печатном издании «Любинский муниципальный вестник» от <...> № <...>.

Таким образом, решение Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в пределах компетенции.

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от <...> № 172-ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьи 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент утверждения генерального плана).

На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).

В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным (пункт 1.3. Порядка).

По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение.

Сводное заключение подписывается руководителем Министерства регионального развития Российской Федерации (заместителем руководителя Министерства, уполномоченным на подписание сводных заключений) (пункт 2.4 Порядка).

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>).

Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до <...> согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

При этом материалы по обоснованию генерального плана должны содержать перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (подпункт 7 пункту 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Оспариваемым генеральным планом в границы Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области включены лесные участки:

1) Любинского сельского участкового лесничества урочище «бывший Госплемзавод «Северо-Любинский»:

- в границы <...> в квартале 5 выдел 128 (часть), в квартале 7 выделы 21, 23 (часть);

2) Любинского сельского участкового лесничества урочище «бывший совхоз «Рассвет»:

- в границы <...> в квартале 2 выделы 40-42, 52-59, 61, 62, 64-67, 69, 70, 75, в квартале 3 выдел 9 (часть), выдел 10 (часть), выдел 13 (часть), выдел 14 (часть), выдел 15 (часть), выдел 16, выдел 17, выдел 18 (часть), выдела 25-27, выдел 28 (часть), выдел 30, выдел 31, выделы 36-43, выдела 52-56, выдела 78-80 в квартале 10 выдел 1(часть);

- в границах д. Китайлы в квартале 3 выдел 36.

- в границах <...> в квартале 2 выдел 68 (часть), в квартале 5 выделы 17, 29, 34, 35 (часть), 39 (часть), 40 (часть), 44, 54, 55 (часть), 58, 59, 60 (часть), 75, 87-89.

Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» от <...>, основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства 1981 г. на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д. 33-36 том 1).

Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленными свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 42, 43 том 1).

Согласно информации от <...> Рослесхозом был рассмотрен проект генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. Из представленных материалов следовало, что проектом не предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из состава земель лесного фонда (л.д.106 том 2).

По результатам рассмотрения проекта генерального плана указано, что согласование с Рослесхозом не требуется (л.д. 26 том 2).

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - начальник отдела управления лесами и использования лесного фонда Главного управления лесного хозяйства Омской области <...> пояснил, что генеральный план сельского поселения не содержит указаний о наличии в его границах земель лесного фонда, однако такие земли имеются, и они должны были быть указаны в генеральном плане.

Отсутствие в материалах по обоснованию генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения перечня земельных участков лесного фонда, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, не оспаривалось в судебном заседании представителем Совета Любино-Малоросского сельского поселения Сильченко В.Н.

Таким образом, при издании решения Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом отсутствовало.

Следовательно, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласнои с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку генеральный план фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Любинский муниципальный вестник» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении генерального плана Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области» в части включения в границы Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Омская область, <...>, Любинское лесничество, а именно:

1) Любинское сельское участковое лесничество урочище «бывший Госплемзавод «Северо-Любинский»:

- в границы <...> в квартале 5 выдел 128 (часть), в квартале 7 выделы 21, 23 (часть);

2) Любинское сельское участковое лесничество урочище «бывший совхоз «Рассвет»:

- в границы <...> в квартале 2 выделы 40-42, 52-59, 61, 62, 64-67, 69, 70, 75, в квартале 3 выдел 9 (часть), выдел 10 (часть), выдел 13 (часть), выдел 14 (часть), выдел 15 (часть), выдел 16, выдел 17, выдел 18 (часть), выдела 25-27, выдел 28 (часть), выдел 30, выдел 31, выделы 36-43, выдела 52-56, выдела 78-80 в квартале 10 выдел 1(часть);

- в границах д. Китайлы в квартале 3 выдел 36;

- в границах <...> в квартале 2 выдел 68 (часть), в квартале 5 выделы 17, 29, 34, 35 (часть), 39 (часть), 40 (часть), 44, 54, 55 (часть), 58, 59, 60 (часть), 75, 87-89.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                           И.В.Цериградских

3а-7/2018 (3а-74/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
23.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2017[Адм.] Судебное заседание
22.01.2018[Адм.] Судебное заседание
25.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее