Гражданское дело № 2-22-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Заиграево 06 марта 2018 года
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Трофимовой В.В.,
при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Заиграевского района РБ Б.Б.Б.,
представителя ответчика АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» С.С.С.,
представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Р.Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах МО «Заиграевский район» к АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» о взыскании вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района обратился с иском в суд, указывая, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения природоохранного, земельного законодательства выявлен факт разлива нефтепродуктов (дизельное топливо) на общей площади 30 кв.м. на территории убойного цеха общества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения. В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб почвы специалистами Бурятского отдела ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону на определение содержания нефтепродуктов и токсичности, на основании результатами биотестирования установлено токсичное действие отобранных образцов почвы. На основании анализа проб почвы Управлением Росприроднадзора по РБ произведен расчет размера причиненного вреда, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ, который составил 144000 рубля. На основании требований законов просит суд взыскать с АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» в пользу бюджета МО «<адрес>» причиненный вред в размере 144000 рублей.
Помощник прокурора Заиграевского района РБ Б.Б.Б. иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» С.С.С. иск не признал, пояснив суду, что протокол отбора не соответствует методическим рекомендациям, т.к. не указаны сведения об укупорке материала хранения проб, неизвестно каким образом установлена площадь загрязнения. При расчете размера, причиненного вреда, неверно использован коэффициент Кисх, определяемый в зависимости от категории земель и целевого назначения. Для определения размера, причиненного ущерба, необходимы специальные познания, назначении экспертизы. Протоколы испытания почв не являются экспертным заключением, являются недопустимыми доказательствами и не могут использоваться для определения размера, причиненного ущерба, т.к. получены с нарушением закона. Также полагал, что факт привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ не имеет преюдициального значения по делу.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Р.Р.Р. поддержала доводы истца.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Д.Д.Д. в письменном заявлении исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Третьи лица Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Управление Росреестра по Республике Бурятия, надлежаще извещенные, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Статья 3 указанного закона предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 12 этого же закона общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (ст. 42).
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно копии постановления Заиграевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» признано виновным в административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе общества указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Материалами дела установлено, что АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» осуществляет деятельность по разведению свиней на территории <адрес>.
Постановлением администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для строительства животноводческого комплекса (разрешение использование).
На территории убойного цеха, расположенного на вышеуказанном участке, что стороной ответчика не оспаривается, при проведении проверки выявлено нарушение требований федерального природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, требований ст.3,4,11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12,13 ЗК РФ, а именно: разлив нефтепродуктов - дизельного топлива на общей площади 30 кв.м.
В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб почвы специалистами Бурятского отдела ЦЛАТИ по ВСР для определения содержания нефтепродуктов и токсичности. По результатам испытаний почв выявлено острое токсическое действие на почву на глубине 0-05 м., 0,05-0,2м. на месте разлива нефтепродуктов.
Согласно справке о результатах участия в проверке прокуратуры <адрес> РБ во исполнение п.5 поручения президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № №, в числе прочих нарушений выявлен разлив нефтепродуктов (дизельное топливо) на общей площади 30 кв.м.
Протоколы испытаний почв № от ДД.ММ.ГГГГ № и № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о наличии нефтепродуктов на территории убойного цеха и оказание острого токсического действия на пробной площадке № в восточном направлении на расстоянии 305,6м. от фоновой площадки №, на глубине 0-0,05м-ШП1 проба № и на глубине 0,05-0,2 м. – ШП2 проба №).
Из объяснения представителя АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» Л.Л.Л. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории убойного цеха выявлен разлив нефтепродуктов (дизельное топливо) на общей площади 30 кв.м., который допущен при разгрузке дизельного топлива поставщиком. ДД.ММ.ГГГГ загрязненный слой почвы собран и в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ передан для обезвреживания ООО «<данные изъяты>», вину признала.
По представленному суду расчету всего ущерб, причиненный почвам, произведенный государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РБ В.В.В., составляет 144000 рублей. Указанный расчет суд находит обоснованным, произведенным в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Ссылка представителя ответчика о том, что при расчете неверно использован коэффициент Кисх (показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на котором расположен загрязненный земельный участок), по мнению суда, несостоятельна, т.к. земельный участок с кадастровым номером № на котором расположен убойный цех и где выявлен факт разлива нефтепродуктов, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, суд находит доводы стороны ответчика в той части, что протокол отбора проб не соответствует методическим рекомендациям, не установлена площадь загрязнения несостоятельными, противоречащими исследованным материалам дела, поскольку в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено. Доводы о недопустимости доказательств - протоколов исследования почв, т.к. последние не являются экспертными заключениями, поскольку для определения размера ущерба необходимы специальные познания, при их получении нарушен закон, суд также находит несостоятельными, т.к. испытание отобранных проб почв произведено в специализированном учреждении - испытательным центре ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» (филиал по СФО) ведущим инженером, оснований не доверять которым у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в совокупности представленные доказательства свидетельствуют о наличии вины ответчика в причинении ущерба, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судом не установлено, в этой связи заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных требований.
Таким образом, с АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» на основании п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ сумма государственной пошлины подлежащей взысканию составляет 4080 рублей и в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию в бюджет МО «Заиграевский район» по месту рассмотрения дела судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.103, 196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах МО «Заиграевский район» к АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» о возмещении вреда - удовлетворить.
Взыскать с АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» в пользу МО «Заиграевский район» причиненный ущерб в размере 144000 (сто сорок четыре тысячи) рублей, а также государственную пошлину в размере 4080 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2018 года.
Судья подпись В.В. Трофимова
Копия верна. Судья В.В. Трофимова