Решение по делу № 33-4019/2020 от 06.02.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

№2-1793/2019 (33-4019/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2020 года                             г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Вахитовой Г.Д.,

судей                            Арманшиной Э.Ю.,

Милютина В.Н.,

при секретаре             Ильясове Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства финансов Российской Федерации, и.о. прокурора Мелеузовской межрайонной прокуратуры на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кашапова Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 20 августа 1986 года она, будучи заведующей детским садом № 14 г. Мелеуз, была задержана работниками ОБХСС Мелеузовского ГОВД по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 173 УК РСФСР и помещена в следственный изолятор. Приговором Мелеузовского районного суда РБ от 19 ноября 1986 года она была признана виновной, и ей было назначено наказание в виде лишения свободы с привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров. В августе 1987 года после освобождения она обратилась в прокуратуру с жалобой о своей невиновности. 09 ноября 1988 года, постановлением прокуратуры г. Салават уголовное дело № 21198 в отношении неё было прекращено по реабилитирующим основаниям. Считает, что незаконными действиями следственных органов, вынесших неправосудный приговор, и незаконным привлечением ее к уголовной ответственности, незаконным отбыванием уголовного наказания ей был нанесен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях и впоследствии в ухудшении ее здоровья. Особенно отрицательно сказался труд на кирпичном заводе. В результате нервных потрясений появились заболевания, приведшие к инвалидности. Кроме того, незаконное обвинение сказалось на судьбе ее детей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей

Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено иск Кашаповой Лизы Акрамовны к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с незаконным осуждением удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кашаповой Лизы Акрамовны, 09 ноября 1938 года рождения, компенсацию морального вреда в связи с незаконным осуждением в размере 702 000 рублей.

Не соглашаясь с решение суда, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Указывается, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, поскольку истицей не представлены доказательства причинения ей морального вреда, причинно-следственной связи между незаконным уголовным преследованием и наступившими негативными последствиями.

И.о. прокурора Мелеузовской межрайонной прокуратуры в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать ввиду нарушения судом норм материального права.

Стороны, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили и жалоба рассмотрена в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Мелеузовской межрайонном прокуратуры Сафина А.Р., поддержавшего жалобу, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, причиненного незаконным осуждением 19 ноября 1986 года по ст. 173 УК РСФСР, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и исходил из того, что поскольку после прекращения уголовного дела в отношении Кашаповой Л.А. по реабилитирующим основаниям, то есть после 09 ноября 1988 года, истец не была восстановлена в должности заведующей детским садом № 14 г. Мелеуз, то есть продолжилось бездействие государственных органов до 26 мая 1989 года, причиняющее истцу нравственные страдания, пришел к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, причиненного как незаконным осуждением 19 ноября 1986 года по ст. 173 УК РСФСР, так и необоснованным применением к ней меры пресечения в виде содержания под стражей.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Право на компенсацию вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, регламентировано также ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый, кто стал жертвой ареста или задержания, имеет право на компенсацию, а также ст. 3 Протокола 7 к Конвенции, гарантирующей получение компенсации лицом, понесшим наказание в результате осуждения за совершение уголовного преступления на основании приговора, если впоследствии было бы доказано, что имела место судебная ошибка.

Порядок реализации гражданами указанных прав в Российской Федерации определяется также и положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц".

Названный Указ, сохранив юридическую силу, должен применять во взаимосвязи с положением главы 18 УПК РФ, регламентирующей основания возникновения права на реабилитацию, порядок признания этого права и возмещения различных видов вреда, а также ст. 1070 ГК РФ и параграфа 4 главы 59 ГК РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ, в случае коллизии между принятыми в разное время нормативными актами равной юридической силы действует последующий закон, даже если в нем отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений.

В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", действие ст. 1070 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 01 марта 1996 года, но не ранее марта 1993 года, и причиненный вред остался не возмещенным.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ в отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, предусмотрено право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, в отношении подозреваемого, обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Судом установлено из материалов дела следует, что согласно архивной справки № 518 от 04 сентября 2019 года, выданной Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, приказом № 391-к от 10 октября 1975 года Кашапова Л.А. принята заведующей детским садом-яслями с 04 октября 1975 года.

20 августа 1986 года Кашапова Л.А. была арестована и содержалась в СИ-3 МВД БАССР.

Приговором Мелеузовского народного суда РБ от 19 ноября 1986 года Кашапова Л.А. осуждена к наказанию в виде лишения свободы.

Приказом № 19-к от 19 января 1987 года она уволена в связи с вступлением приговора суда в законную силу с 20 августа 1986 года.

03 декабря 1986 года, убыла в Уфимский кирзавод спецкомендатуры Советского РОВД г. Уфы, освобождена 05 августа 1987 года.

Постановлением следователя прокуратуры г. Салават БАССР от 09 ноября 1988 года уголовное дело № 28198 в отношении Кашаповой Л.А. прекращено по реабилитирующим основаниям.

Приказом № 331-к от 06 августа 1987 года Кашапова Л.А. была принята в детский сад № 14 в качестве воспитателя с 17 августа 1987 года.

Приказом № 209-к от 26 мая 1989 года Кашапова Л.А. назначена заведующей детским садом № 14.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, применительно к указанным положениям материального права, установив, что моральный вред истице был причинен до 01 марта 1993 года и до 03 августа 1992 года, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусматривавших данный вид ответственности, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кашаповой Л.А. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным осуждением 19 ноября 1986 года по ст. 173 УК РСФСР, так и необоснованным применением к ней меры пресечения в виде содержания под стражей.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований, то есть доводы апелляционных жалоб заслуживают внимание, в связи с чем, решение суда о компенсации морального вреда в связи с незаконным осуждением подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска ввиду его необоснованности.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2019 года отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований Кашаповой Л.А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной суммы в компенсацию морального вреда, отказать.

    Председательствующий Г.Д. Вахитова

Судьи Э.Ю. Арманшина

                                     В.Н. Милютин

Справка: судья Галиев В.А.

33-4019/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Валеев е.Г.
Кашапова Лиза Акрамовна
Ответчики
Министерство финансов РФ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Милютин Владимир Николаевич
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
07.02.2020Передача дела судье
03.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Передано в экспедицию
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее