Дело № 2-4798/2016
РешениеИменем Российской Федерации
г. Иваново 25 октября 2016 г.
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,
при секретаре Киселеве И.С.,
с участием истца – С.Г.Г.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Мишагиной Е.Ю.,
третьего лица – С.В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску С.Г.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений. Иск мотивирован тем, что 03.09.2014 г. умер муж С.Г.Г. – С.П.В., <дата> года рождения. 21.07.2016 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Из уведомления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 21.07.2016 г. истцу стало известно, что она пропустила срок для заявления требований о выплате средств пенсионных накоплений. Истец полагает, что пропустила срок для получения пенсионных накоплений по уважительной причине, так как ей не было известно о праве на обращение с заявлением о выплате пенсионных накоплений ее супруга. В этой связи истец просила восстановить ей срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений С.П.В., умершего 03.09.2014 г.
В судебном заседании истец требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что она не знала, что является правопреемником умершего застрахованного лица и имеет право на получение пенсионных накоплений своего мужа, уведомлений из пенсионного фонда она не получала. Кроме того, обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица в установленные законом сроки она не могла по состоянию здоровья, после смерти супруга значительно ухудшилось ее состояние здоровья, она сильно переживала и нервничала, находилась в состоянии стресса, обращалась в медицинские учреждения, что препятствовало своевременно обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в Пенсионный Фонд.
Представитель ответчика Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности полагает, что правовых оснований для выплаты средств пенсионных накоплений С.П.В. у Управления не имеется. Истец, являющаяся правопреемником С.П.В., в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в установленный п. 3 ст. 38 Федерального закона №111 от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», не обращалась. Правила выплаты Пенсионным Фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета применяются с 22.11.2007 г., уважительности причин пропуска указанного срока не представлено. Согласно п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 г. № 711, извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Данное уведомление УПФ РФ направлено не было, в связи с отсутствием сведений об умершем С.П.В. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо С.В.П. (сын С.П.В.) в судебном заседании на исковые требования о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений С.Г.Г. не возражал, полагал их обоснованными и правомерными.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
С.П.В., <дата> года рождения, являлся супругом С.Г.Г., что подтверждается свидетельством о заключении брака №, актовая запись № от 20.05.1989 г. (л.д. 10).
Согласно свидетельству о смерти № С.П.В. умер 03.09.2014 г., актовая запись № от 04.09.2014г. (л.д. 9).
Как следует из сообщения нотариуса Ивановского городского нотариального округа З.Н.С. от 06.10.2016 г. № после смерти С.П.В., умершего 03.09.2014 г. наследственное дело не заводилось.
В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
21.07.2016 г. С.Г.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего застрахованного лица С.П.В.
Уведомлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 21.07.2016 г. заявление С.Г.Г. о выплате средств пенсионных накоплений возвращено заявителю в связи с нарушением срока подачи заявления (л.д. 7).
Таким образом, судом установлено, что С.Г.Г. в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области до истечения шестимесячного срока, установленного п. 3 ст.38 Закона № 111-ФЗ, не обращалась.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Из пояснений истца следует, что она не знала, что является правопреемником умершего застрахованного лица и имеет право на получение пенсионных накоплений своего мужа. Истец считает, что УПФ РФ должно было после получения сведений о смерти застрахованного лица известить правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, направив заказное письмо с уведомлением по адресу проживания правопреемников умершего лица, что ответчиком сделано не было. Кроме того, обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица в установленные законом сроки она не могла ввиду прохождения лечения в медицинских учреждения, что препятствовало своевременно обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в Пенсионный Фонд. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Ответчиком не отрицался тот факт, что уведомление по адресу проживания правопреемников умершего лица не направлялось, так же как отсутствие доказательств достоверно свидетельствующих о получении/неполучении (с указанием причин) правопреемниками (истцом) умершего застрахованного лица уведомления о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ответчиком в суд не представлено.
Согласно справкам ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» С.Г.Г. состоит на учете у онколога маммолога, регулярно проходит обследование.
Суд принимает во внимание объяснения истца С.Г.Г. о состоянии ее физического и психологического здоровья, в силу ст. 68 ГПК РФ, являющееся доказательством по делу, которое ответчиком не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что С.Г.Г. пропустила срок для получения средств пенсионных накоплений по уважительным причинам, к которым суд относит состояние здоровья истца, необходимость по состоянию здоровья прохождения лечения, что является обстоятельством, связанным с личностью истца. Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, в настоящее время при наличии уведомления УПФ РФ о возврате заявления в связи с нарушением срока подачи заявления на получение средств пенсионных накоплений, иного способа защиты нарушенных прав С.Г.Г., кроме как восстановление срока на подачу заявления о получении средств пенсионных накоплений, не имеется.
Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Таким образом, с учетом состояния здоровья истца, исключающего возможность обращения С.Г.Г. в Управление Пенсионного фонда, суд признает причины пропуска срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, уважительными.
Выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производятся по Правилам выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуально лицевого счета, утвержденные постановлением Правительства РФ 30.07.2014 г. №711.
В соответствии с п. 5 Правил выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
Руководствуясь п.9 Правил, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
От С.П.В. в Управление заявления о распределении средств пенсионных накоплений не поступало, в связи с чем, Управление, получив сведения о смерти застрахованного лица, закрыло индивидуальный лицевой счет умершего. При этом, при отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам закону первой очереди, а при их отсутствии – правопреемникам второй очереди. Соответственно, право подать соответствующее заявление либо отказаться от получения средств пенсионных накоплений зависит от волеизъявления правопреемника.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, в связи, с чем восстанавливает срок для подачи заявления С.Г.Г. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области для получения средств пенсионных накоплений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования С.Г.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений – удовлетворить.
Восстановить С.Г.Г. срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений С.П.В., умершего 03.09.2014г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2016 г.