Дело № 2-120/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2017 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи Ередеевой А.В.
при секретаре Белешевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Степанова В. В. к ФСИН России о признании выписки из протокола по снятию с учета незаконной, восстановлении сроков для обжалования, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Степанов В.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным выписки ФСИН России из протокола <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, возложении обязанности на ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> поставить Степанова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя иск следующим. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Степанов В.В. обратился в суд с рапортом в территориальную комиссию ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> истец ознакомился с выпиской из протокола от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, согласно которому Степанову В.В. было отказано в постановке на учет очередников на получение выплаты по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий, а именно отчуждения незавершенного строительством жилого дома по договору дарения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. С принятым решением истец не согласен, поскольку сделка была совершена до принятия и вступления в силу Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документы на комиссию были представлены в полном объеме, пятилетний срок со времени совершения сделки истек, поэтому отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является не правомерным.
Поскольку из существа требований усматривается спор о праве, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в порядке искового производства.
Определением от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> судом произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - территориальную подкомиссию УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
В судебных заседаниях истец Степанов В.В., его представитель Сарайкин Д.А. в окончательном варианте просили суд восстановить срок для оспаривания решения, считать срок действующим с момента вручения решения ФСИН России в УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, а именно <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, признать незаконной выписку ФСИН России из протокола <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, возложить обязанность на ФСИН России поставить Степанова В.В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты вынесения оспариваемого решения.
Представитель ответчиков Дементьева Н.Г. просила по заявленным требованиям применить положение о пропуске срока обращения в суд для оспаривания решения, возражала против ходатайства стороны истца о восстановления срока, по существу заявленных требования представила письменные возражения.
Суд, заслушав позицию сторон, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ч. 4 ст. 1 ГПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Применяя по аналогии права положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как пояснил истец, решение ФСИН России об отказе в постановке на учет было им получено в мае 2016 года, в суд поступило заявление <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, что свидетельствует о пропуске срока для оспаривания решения ФСИН России об отказе в постановке на жилищный учет.
По мнению суда, нахождение Степанова В.В. с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на кочевке с пчелами, не может служить уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
В ходе производства по делу также установлено, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года Степанов В.В. обратился с рапортом к директору ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. Из рапорта следует, что членами семьи истца являются супруга Степанова Н.Ю., дети Степанов С.В., <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> г.р., Степанова Т.В., <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> г.р., Степанов А.В., <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> г.р.
Протоколом территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> следует, что документы Степанова В.В. направлены для рассмотрения в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Выпиской из протокола <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> заседания комиссии ФСИН России о рассмотрении рапорта Степанова В.В. следует, что истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, основание ухудшение жилищных условий в 2011 году, а также отсутствие обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
Из справки отдела кадров ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> общий стаж Степанова В.В. в календарном исчислении составил 15 лет 10 месяцев 21 день.
С <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Из ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 1 и 2).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.
Среди таких документов пункт 5 Правил называет документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Согласно п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена совокупность условий, дающих право на получение единовременной социальной выплаты. Несоблюдение одного из условий в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты является основанием для отказа в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что именно на заявителе лежит обязанность представить документы, подтверждающие его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Горно - Алтайского городского суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> за Степановым В.В. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом, площадью застройки 66,6 кв.м., степенью готовности 69%, расположенный по адресу <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Степанов В.В. подарил Кулевой М.М. незавершенный строительством жилой дом, принадлежащий на момент совершения сделки дарителю на праве собственности и находящийся по адресу <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, изложенные обстоятельства подтверждаются договором дарения. При этом, представителем одаряемой являлась супруга Степанова В.В. - Степанова Н.Ю.
Суд полагает, что действия по отчуждению недвижимого имущества совершены истцом намеренно, непосредственно перед обращением с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При подаче рапорта о принятии Степанова В.В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец скрыл обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии правовых оснований для постановки на учет.
Доводы стороны истца о том, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления в силу Федерального закона № 283-ФЗ действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, являются необоснованными, поскольку закон таких положений не содержит.
Согласно ст. 53 ЖК РФ следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, общими нормами жилищного законодательства предусмотрено обязательное условие постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истечение срока со дня совершения намеренных действий.
Поскольку Степанов В.В. совершил действия по ухудшению жилищных условий, что подтверждается собранными по делу доказательствами, а истцом не представлены доказательства подтверждающие, что отчуждение права собственности на жилое помещение носило вынужденный характер и не связано с созданием условий, при которых сотрудник органа исполнительной власти имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной действующим законодательством, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
В силу положений п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Степанов В.В. не представил на комиссию выписку из домовой книги, финансовый лицевой счет, информацию о регистрации сына Степанова А. до 16.04.2014г.
Доводы стороны истца о представлении на комиссию полного пакета документов для постановки на жилищный учет, правового значения при разрешении возникшего спора не имеют, поскольку совершение истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий, является достаточным основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выпиской из приказа следственного изолятора <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> - лс от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Степанов В.В. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> уволен со службы по п. «в» ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, т.е. истец на момент разрешения спора не является сотрудником уголовно - исполнительной системы, не состоял на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в УФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, следовательно оснований для постановки на учет для выплаты единовременной социальной выплаты в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степанова В. В. к Федеральной службе исполнения наказаний России о восстановлении срока для оспаривания решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании выписки из протокола <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ФСИН России незаконной, возложении обязанности поставить Степанова В. В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты вынесения оспариваемого решения с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ередеева А.В.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2017 года