УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никифорова С.В.,
при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Кирилловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации города Канаш Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад №13» гор. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,
у с т а н о в и л :
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш, МБДОУ «Детский сад №13» гор. Канаш Чувашской Республики (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад №13») о возложении обязанности в течение одного года после вступления в законную силу решения суда организовать физическую охрану объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму, установлено, что охрана объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №13» осуществляется по рабочим дням в дневное время сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в ночное время, в праздничные и выходные дни - в круглосуточном режиме, что является нарушением требований Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006), Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. В силу того, что здание, в котором расположено МБДОУ «Детский сад №13», относится к третьей категории опасности (по антитеррористической защищенности), в соответствии с положениями вышеуказанных норм его охрана должна быть обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни и здоровья воспитанников и сотрудников детского сада от террористического вмешательства.
В судебном заседании прокурор Кириллова М.С. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - заведующая МБДОУ «Детский сад №13» Воронина Т.В. иск прокурора не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в постановление Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006 внесены изменения, в соответствии с которыми детский сад №13 г. Канаш относится к объектам (территории) четвертой категории опасности. В настоящее время в МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш получают дошкольное образование <данные изъяты> детей. Таким образом, по мнению представителя ответчика, организация охраны объекта (территории) детсада с привлечением сторонних организаций законодательством не предусмотрена. Работы по разработке и утверждению нового паспорта по детскому саду начаты.
Ответчик администрация г. Канаш и третье лицо Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
При этом администрация гор. Канаш в письменном отзыве, приведя те же доводы, что и представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш, то есть в связи с изменениями, внесенными в Требования, МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш относится к объектам (территории) четвертой категории опасности, указала, что иск прокурора удовлетворению не подлежит.
Признав возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся представителей ответчика администрации гор. Канаш и третьего лица, суд, выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации также определено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение требований, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований по противодействии терроризму в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей (подпункт "д" пункта 11).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 (далее - Требования).
В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Установлены четыре категории опасности объектов (территорий) и с учетом категории к объектам предъявляются определенные требования по обеспечению антитеррористической защищенности (пункты 13 и 23 Требований).
В отношении объектов (территорий) первой, второй и третьей категорий опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 23 требований, предусмотрена необходимость обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Канашской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения МБДОУ «Детский сад №13» требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено, что здание, в котором располагается образовательное учреждение, отнесено к третьей категории опасности, но охрана объекта (территории) осуществляется сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем, что является нарушением требований федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О противодействии терроризму», пункта 26 Постановления №1006. По результатам проверки в адрес заведующего МБДОУ «Детский сад №13» заместителем Канашского межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении указанных нарушений, на которое дан ответ о том, что в администрацию г. Канаш направлены письма о выделении средств на обеспечение охраны школы (л.д. <данные изъяты>).
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение ответчиками требований законодательства по обеспечению безопасности воспитанников и сотрудников детского сада от террористического вмешательства создает угрозу их жизни и здоровью, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с положениями статьи 7 Устава г. Канаш, к вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Канаш, утверждение и исполнение бюджета города Канаш, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Канаш; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Канаш.
Судом установлено, что учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад №13» является муниципальное образование - «город Канаш Чувашской Республики», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики.
Таким образом, в компетенцию органа местного самоуправления входит формирование статьи бюджета муниципального района и выделение денежных средств на профилактику терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Положениями пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на которые ссылается администрация г. Канаш, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение образовательного процесса, а не меры антитеррористической защищенности, которые законом отнесены к полномочиям муниципального органа власти.
Исходя из изложенного, требование прокурора в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем.
Представители ответчика в подтверждение своих доводов о том, что МБДОУ «Детский сад №13» в силу последующих изменений законодательства относится к четвертой категории опасности, соответствующих доказательств суду не представлено.
Согласно же письма начальника ОВО по гор. Канашу- филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии» от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №13» отнесено к третьей категории опасности, что сторонами не оспаривалось.
Суд при этом принимает во внимание, что Требованиями предусмотрена возможность изменения категорий объектов (территорий) в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (пункт 6 Требования).
Заявленный прокурором срок - в течение одного года после вступления решения суда в законную силу, суд признает как разумный и достаточный для исполнения решения суда.
Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите, в данном случае не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад №13» гор. Канаш обязанность в течение одного года после вступления в законную силу настоящего решения суда организовать физическую охрану объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №13» гор. Канаш путем заключения договора об организации физической охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.