Решение по делу № 33-12551/2023 от 19.10.2023

Судья Савокина О.С. Дело № 33-12551/2023

34RS0004-01-2022-004686-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 22 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.

судей Попова К.Б., Ривняк Е.В.

при секретаре Матюшковой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия

по апелляционному представлению прокурора <адрес>

на решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Куровой Е.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителей МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» Кальной М.А., администрации Волгограда Бондаренко А.А., П. прихода храма Свято-Никольского <адрес> (Сарепта) Волгоградской Епархии Русской П. Ц. (Московский Патриархат) Румянцева А.М. относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования муниципальной собственности, а также земельного законодательства в деятельности МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда». В ходе проверки прокуратурой установлено, что земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, объекты культурного наследия: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) не поставлены на кадастровый учет, межевание данных земельных участков не проведено и не определены их границы. «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) закреплены за МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что неприменение МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» мер по постановке земельных участков на кадастровый учет способствует нарушениям прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, а также затрудняет осуществление владения и пользования данными участками, их надлежащее содержание, сохранение и благоустройство.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые воинскими захоронениями: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.

Судом постановлены указанные выше решение и дополнительное решение.

В апелляционном представлении прокурор <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отметить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, исходя из изложенных доводов, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июля 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации. Между тем, осуществление Администрацией мероприятий по содержанию и благоустройству территорий воинских захоронений не предполагает в соответствии с законом выполнение Администрацией межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых под воинские захоронения, т.к. такая обязанность Федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пунктом 2 ст. 3.1 2 указанной статьи Закона).

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (абзац 2 пункта 2 указанной статьи).

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (абзац 3 пункта 2 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ, п. 4 ст. 3.1 указанного Федерального закона).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года № 1745, в котором закреплено, что разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3); проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5).

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования муниципальной собственности, а также земельного законодательства в деятельности МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда».

В ходе проверки прокуратурой установлено, что земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, объекты культурного наследия: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) не поставлены на кадастровый учет, межевание данных земельных участков не проведено и не определены их границы.

«Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) на основании распоряжения департамента муниципального имущества администрации Волгограда № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ закреплены за МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда».

Приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) индивидуального, группового захоронения, братской могилы, отнесенных к объектам культурного наследия регионального значения на основании постановления <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» на объекты культурного наследия «Братская могила Советских воинов» и «Братская могила защитников Красного Царицына» включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании приказа комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено описание особенностей объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына», расположенного по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес>, которое явилось основанием для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Как следует из приложения к приказу комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына» расположен в градостроительной среде на территории Свято-Николаевской Ц..

Приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына», расположенного по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес>, согласно приложению 5.

Как следует из приложения 5 к приказу комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ определены границы: номер характерной точки 1: Х -20874,88 и Y 105,38; номер характерной точки 2: Х -20884,15 и Y 97,76; номер характерной точки 3: Х -20891,77 и Y 104,04; номер характерной точки 4: Х -20882,49 и Y 114,65.

Приказом Министерства культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила Советских воинов», расположенного по адресу: <адрес> и Ванцетти, кладбище, установлены согласно схеме по условным линиям, обозначенным цифрами: от т. 1 до т.2 на северо-восток вдоль ограждения братской могилы 5 м.; от т.2 до т.3 на юго-восток вдоль ограждения братской могилы 9 м.; от т.3 до т.4 на юго-запад вдоль ограждения братской могилы 5 м.; от т.4 до т.1 на северо-запад вдоль ограждения братской могилы 9 м.

Приказом комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов», 1942-1945 гг., расположенного по адресу: <адрес> и Ванцетти, кладбище, согласно приложения 1 и 2, а также утверждены требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, согласно приложения 3.

Земельные участки, на которых расположены указанные объекты культурного наследия, на кадастровый учет не поставлены.

Разрешая спор, учитывая, что объекты культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына» и «Братская могила Советских воинов» поставлены на государственную охрану, указав, что законом допускается отсутствие кадастрового учета земельных участков, на которых расположена территория объекта культурного наследия, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, выводы основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционного представления по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

В целом доводы апелляционного представления о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Законодатель, регламентируя правоотношения относительно объектов культурного наследия всех уровней (федеральных, региональных, местного значения) прямо установил возможность отсутствия кадастрового учета земельного участка, на котором расположен объект.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Савокина О.С. Дело № 33-12551/2023

34RS0004-01-2022-004686-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 22 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.

судей Попова К.Б., Ривняк Е.В.

при секретаре Матюшковой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия

по апелляционному представлению прокурора <адрес>

на решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Куровой Е.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителей МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» Кальной М.А., администрации Волгограда Бондаренко А.А., П. прихода храма Свято-Никольского <адрес> (Сарепта) Волгоградской Епархии Русской П. Ц. (Московский Патриархат) Румянцева А.М. относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования муниципальной собственности, а также земельного законодательства в деятельности МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда». В ходе проверки прокуратурой установлено, что земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, объекты культурного наследия: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) не поставлены на кадастровый учет, межевание данных земельных участков не проведено и не определены их границы. «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) закреплены за МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что неприменение МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» мер по постановке земельных участков на кадастровый учет способствует нарушениям прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, а также затрудняет осуществление владения и пользования данными участками, их надлежащее содержание, сохранение и благоустройство.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда» осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые воинскими захоронениями: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.

Судом постановлены указанные выше решение и дополнительное решение.

В апелляционном представлении прокурор <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отметить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, исходя из изложенных доводов, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июля 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации. Между тем, осуществление Администрацией мероприятий по содержанию и благоустройству территорий воинских захоронений не предполагает в соответствии с законом выполнение Администрацией межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых под воинские захоронения, т.к. такая обязанность Федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пунктом 2 ст. 3.1 2 указанной статьи Закона).

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (абзац 2 пункта 2 указанной статьи).

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (абзац 3 пункта 2 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ, п. 4 ст. 3.1 указанного Федерального закона).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года № 1745, в котором закреплено, что разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3); проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5).

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования муниципальной собственности, а также земельного законодательства в деятельности МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда».

В ходе проверки прокуратурой установлено, что земельные участки, на которых расположены воинские захоронения, объекты культурного наследия: «Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) не поставлены на кадастровый учет, межевание данных земельных участков не проведено и не определены их границы.

«Братская могила Советских воинов» (п. им. Сакко и Ванцетти в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:030112:766); «Братская могила защитников Красного Царицына» (<адрес> «А» в <адрес>, с кадастровым номером 34:34:080059:714) на основании распоряжения департамента муниципального имущества администрации Волгограда № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ закреплены за МБУ «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда».

Приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) индивидуального, группового захоронения, братской могилы, отнесенных к объектам культурного наследия регионального значения на основании постановления <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» на объекты культурного наследия «Братская могила Советских воинов» и «Братская могила защитников Красного Царицына» включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании приказа комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено описание особенностей объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына», расположенного по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес>, которое явилось основанием для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Как следует из приложения к приказу комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына» расположен в градостроительной среде на территории Свято-Николаевской Ц..

Приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына», расположенного по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес>, согласно приложению 5.

Как следует из приложения 5 к приказу комитета государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ определены границы: номер характерной точки 1: Х -20874,88 и Y 105,38; номер характерной точки 2: Х -20884,15 и Y 97,76; номер характерной точки 3: Х -20891,77 и Y 104,04; номер характерной точки 4: Х -20882,49 и Y 114,65.

Приказом Министерства культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила Советских воинов», расположенного по адресу: <адрес> и Ванцетти, кладбище, установлены согласно схеме по условным линиям, обозначенным цифрами: от т. 1 до т.2 на северо-восток вдоль ограждения братской могилы 5 м.; от т.2 до т.3 на юго-восток вдоль ограждения братской могилы 9 м.; от т.3 до т.4 на юго-запад вдоль ограждения братской могилы 5 м.; от т.4 до т.1 на северо-запад вдоль ограждения братской могилы 9 м.

Приказом комитета культуры <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов», 1942-1945 гг., расположенного по адресу: <адрес> и Ванцетти, кладбище, согласно приложения 1 и 2, а также утверждены требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, согласно приложения 3.

Земельные участки, на которых расположены указанные объекты культурного наследия, на кадастровый учет не поставлены.

Разрешая спор, учитывая, что объекты культурного наследия регионального значения «Братская могила защитников Красного Царицына» и «Братская могила Советских воинов» поставлены на государственную охрану, указав, что законом допускается отсутствие кадастрового учета земельных участков, на которых расположена территория объекта культурного наследия, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Центр благоустройства и озеленения <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, выводы основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционного представления по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

В целом доводы апелляционного представления о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Законодатель, регламентируя правоотношения относительно объектов культурного наследия всех уровней (федеральных, региональных, местного значения) прямо установил возможность отсутствия кадастрового учета земельного участка, на котором расположен объект.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-12551/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноармейского р-на г. Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
Муниципальное бюджетное учреждение Центр благоустройства и озеленения Красноармейского района Волгограда
Другие
ООО РП Память
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Комитет культуры Волгоградской области
православный приход храма Свято-Никольского г. Волгограда (Сарепта) Волгоградской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.10.2023Передача дела судье
22.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее