Дело № 2а-344/2022
УИД 11RS0014-01-2022-000536-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2022 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием прокурора Буториной К.Р.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Иванова Валентина Николаевича к ОМВД России по Корткеросскому району о частичной отмене административных ограничений,
у с т а н о в и л:
Иванов В.Н. обратился в Корткеросский районный суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Корткеросскому району о частичной отмене административных ограничений, установленных решением Сыктывкарского городского суда № 2а-6070/2019 от 05.06.2019. В обоснование доводов указал, что за время нахождения под административным надзором к административной ответственности не привлекался, установленные административные ограничения не нарушал, официально трудоустроен в пгт. Жешарт Усть-Вымского района на Жешартском фанерном комбинате, имеет на иждивении малолетнего ребенка. Просит отменить ранее установленные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, поскольку сотрудники полиции приезжая в ночное время с проверкой будят малолетнего ребенка, кроме того им исполняются трудовые обязанности в том числе и в ночное время; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, поскольку желает видеть и принимать участие в развитии малолетнего ребенка; снизить количество явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации с четырех до одной или двух, поскольку не всегда имеется возможность являться на отметки в орган внутренних дел.
Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Иванов ВН. просил рассмотреть дело без его участия.
В отзыве ОМВД России по Корткеросскому району указано об отсутствии возражений по уменьшению количества обязательных явок поднадзорного лица на регистрацию до 1-й, а также по отмене ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время.
Суд, с учетом положений ч. 5 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным заявление удовлетворить частично в части снижения количества обязательных явок до 2-х, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и порядок частичной отмены ранее установленных административных ограничений, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Законом № 64-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 10 Закона № 64-ФЗ, поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Из правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.
Приговором Княжпогостского районного суда от 01.10.2013 Иванов В.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 108, ч. 2 ст. 139, п. «а» ч. 2 ст. 116, п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решением Сыктывкарского городского суда № 2а-6070/2019 от 05.06.2019 в отношении Иванова В.Н. установлен административный надзор сроком на 6 лет, то есть до погашения судимости, исчисляя его со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 часов вечера до 06:00 часов утра, кроме времени нахождения на работе; запрещение пребывания в определенных местах, а именно в барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив.
После освобождения 08.11.2019 из мест лишения свободы в отношении Иванова В.Н. заведено дело административного надзора; в связи со сменой места жительства 28.03.2021 он поставлен на учет в ОМВД России по Корткеросскому району, в отношении него заведено дело административного надзора № 179/21.
Подтверждается материалами дела, что в период установленного срока административного надзора Иванов В.Н. к административной ответственности не привлекался, установленные ограничения не нарушал, на регистрацию являлся согласно графику, характеризуется удовлетворительно.
В производственной характеристике ООО «Жешартский ЛПК» от 05.05.2022 отражено, что Иванов В.Н. трудоустроен в должности оператора линии усования. За время работы на предприятии зарекомендовал себя как дисциплинированный, аккуратный, инициативный и способный принимать решения по сложным вопросам, находящиеся в его компетенции работник. Нарушений правил внутреннего трудового распорядка не имеет.
Согласно общественно-бытовой характеристике администрации СП «Нившера» Иванов В.Н. в с. Нившера проживает временно, поскольку работает вахтовым методом на комбинате в пгт. Жешарт, проживает совместно с женой; ведет трезвый образ жизни, проводит свободное время с семьей. Жалоб от жителей села в администрацию СП «Нившера» в отношении него не поступало.
Из характеристики, составленной участковым уполномоченным ОУУП и ПДН ОМВД России по Корткеросскому району Поповым И.В., следует, что за период нахождения под административным надзором Иванов В.Н. охарактеризовал себя положительно, по характеру спокойный. Жалоб от соседей и жителей села не поступало. Проживает с женой и тещей, воспитывает малолетнего ребенка.
Разрешая заявленные требования, определив обстоятельства, имеющие значение для административного дела и руководствуясь нормами Закона № 64-ФЗ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 64-ФЗ следует, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 12 Закона № 64-ФЗ орган внутренних дел может дать поднадзорному лицу, в отношении которого установлено административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, разрешение на пребывание вне таких помещений, являющихся местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами, что является дополнительной гарантией реализации осужденным права на труд.
Поскольку назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, суд при установлении данного административного ограничения дополнительно указал, что запрет не применяется к случаям, связанным с работой, в связи с чем доводы иска относительно влияния ограничений на работу несостоятельны.
В то же время, исходя из установленных по административному делу обстоятельств, учитывая личность поднадзорного, его трудоустройство в пгт. Жешарт Усть-Вымского района, то есть за пределами его места жительства, а также положительные характеристики с места жительства и работы, с учетом материалов учетного дела, суд приходит к выводу о возможности частичной отмены административного ограничения в виде явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, изменив количество явок до одного раза в месяц.
В остальной части, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать, поскольку с учетом ч. 1 ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлены достаточные доказательства для их отмены.
Доводы административного истца о том, что проверки сотрудниками полиции соблюдения им административного ограничения в части запрета на нахождение в ночное время за пределами места жительства, мешают ночному отдыху его и малолетнего ребенка основанием для отмены данного ограничения не являются.
По той же причине суд не находит оснований для отмены административного ограничения в виде запрещения на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них, поскольку такое ограничение не препятствует осуществлению истцом родительских прав и обязанностей.
Как следует из решения Сыктывкарского городского суда, при выборе видов административных ограничений суд руководствовался характером и степенью совершенных Ивановым преступлений, обстоятельствами их совершениями, данными о личности осужденного, в том числе его характеристикой в период отбывания наказания. Само по себе не привлечение поднадзорного лица к административной ответственности, его трудоустройство, изменение семейного положения, учитывая время нахождения под административным надзором, не являются основанием для отмены остальных ранее наложенных ограничений. Каких-либо иных оснований и доказательств в обоснование своих требований истцом не приведено.
Руководствуясь ст. 177-180, ст. 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Иванова Валентина Николаевича удовлетворить частично.
Ранее установленное решением Сыктывкарского городского суда от 05.06.2019 по делу № 2а-6070/2019 административное ограничение в виде явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации – частично отменить, установить обязательную явку 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия.
Судья М.В. Федотова