Решение по делу № 8Г-21881/2023 [88-22022/2023] от 09.11.2023

            УИД 86RS0001-01-2023-000971-42

            Дело № 88-22022/2023

            мотивированное определение составлено 27 декабря 2023 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                             21 декабря 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.

    судей    Зориной С.А., Малоедовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1268/2023 по иску Хошимова Хошима Джумаевича к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

по кассационной жалобе Хошимова Хошима Джумаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

    Хошимов Х.Д. обратился в суд с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным решения от 27 декабря 2022 года № 1090 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности принять на учет.

    В обоснование заявленных требований указал, что ранее обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уведомлением от 27 декабря 2022 года истцу отказано в постановке на учет по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Ханты-Мансийске. Истец не согласен с принятым решением. Хошимов Х.Д. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, фактически проживает в пансионате БУ «Окружная клиническая больница» по адресу: <данные изъяты> с 11 марта 2022 г. Хошимов Х.Д. является инвалидом I группы. Ему рекомендовано продолжить заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа в условиях ОКБ г.Ханты-Мансийска. Факт проживания истца на территории г. Ханты-Мансийска подтверждается справкой ОКБ.

    Решением Ханты-Мансийского районного суда от 29 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года указанное решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения апелляционного определения.

Судом установлено, что 22 ноября 2022 года Хошимов Х.Д. обратился в Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска с заявлением о признании его и его семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.

Приказом Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска от 27 декабря 2022 года № 1090 истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Уведомлением Департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска от 27 декабря 2022 года Хошимову Х.Д. указано на отсутствие регистрации по месту жительства в г. Ханты-Мансийск, непредставление справки об отсутствии (наличии) жилых помещений по договору социального найма из п.Выкатной Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры. Также указанное уведомление содержит указание на необходимость предоставления документов на его супругу Хошимову Х.А.

Истец Хошимов Х.Д. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>

Хошимов Х.Д. является инвалидом I группы, что подтверждается справкой МСЭ 2020 года № 1866491.

Согласно справке БУ «Окружная клиническая больница» от 25 августа 2022 года Хошимов Х.Д., зарегистрированный по месту жительства: <данные изъяты> действительно проживает в пансионате БУ «Окружная клиническая больница» с 11 марта 2022 года по настоящее время.

В материалах дела представлены медицинские документы, выписка из медицинской карты стационарного больного Хошимова Х.Д., согласно которым пациенту по всем жизненным показателям необходима заместительная почечная терапия методом программного гемодиализа в условиях ОКБ г.Ханты-Мансийска. Имеется указание на то, что пациент иногородний, нуждается в расселении в пансионат на постоянной основе и на время получения заместительной почечной терапии методом программной (гемодиализа в амбулаторном режиме).

Согласно справке №12 от 30 августа 2022 года в БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская районная больница» процедуру гемодиализа не проводят.

Согласно справке администрации сельского поселения Выкатной с 25 января 2023 года Хошимову Х.Д. жилые помещения по договорам коммерческой специализированного и социального найма муниципального жилого фонда, расположенного в сельском поселении Выкатной, не предоставлялись.

Согласно справке местного исполнительного органа государственной власти района Сино г. Душанбе участка № 11 Государственного учреждения «Управление и обслуживание жилищного фонда» № 300 от 15 февраля 2023 года Хошимова Хуршеда Абдуманоновна, <данные изъяты> года рождения, проживает по адресу: Республика <данные изъяты>, г. Душанбе, ул. Шерлизода, д.6, кв.5 с 1994 года по настоящее время.

Согласно истребованным судом апелляционной инстанции сведениям Хошимов Х.Д. с 11 марта 2022 г. по настоящее время проживает в пансионате ОКБ, с 09 сентября 2022 г. по 07 сентября 2023 г. был зарегистрирован по месту пребывания в пансионате, с 13 августа 2023 г. по 20 сентября 2023 г. в пансионате не проживал в связи с выездом из Российской Федерации, 22 сентября 2023 г. поданы документы в миграционную службу, планируется дальнейшее проживание пациента в пансионате.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Хошимов Х.Д. постоянно проживает на территории г. Ханты-Мансийск ввиду необходимости проведения жизненно важной процедуры, подтвердили факт отсутствия жилых помещений по договору социального найма в п.Выкатной Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры, предоставил документы в отношении его супруги Хошимовой Х.А. о её постоянном проживании в республике <данные изъяты>, и пришел в выводу об обоснованности заявленных требований о незаконности отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что принятие на учет носит заявительный характер, для постановки на учет заинтересованные лица обращаются письменным заявлением в соответствующее муниципальное образование, однако, в администрацию с.п.Выкатной с заявлением о постановке на соответствующих жилищный учет Хошимов Х.Д. не обращался, также указал на то, что на период проживания в г.Ханты-Мансийске, в связи с получением терапии методом программного гемодиализа в БУ «Окружная клиническая больница» Хошимов Х.Д. фактически обеспечен постоянным койко-местом на базе пансионата БУ «Окружная клиническая больница», и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и законности отказа ответчика о принятии Хошимова Х.Д. на жилищный учет.

Выводы суда апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы, основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы, направленные на обоснованность заявленных требований, со ссылкой на доказанность проживания в г. Ханте-Мансийске и наличии права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту фактического проживания, поскольку в силу объективных причин по состоянию здоровья не может проживать по месту регистрации в Ханты-Мансийском районе, пос. Выкатной, в связи с отсутствием в указанном населенном пункте необходимых заявителю медицинских услуг, основанием для отмены апелляционного определения не являются.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0. в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют. утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма и: муниципального жилищного фонда.

Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекс Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилы помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видам хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекс Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

На основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, принятие на учет носит заявительный характер. Для постановки на учет заинтересованные лица обращаются письменным заявлением в соответствующее муниципальное образование.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Системное толкование приведенных норм указывает на то, что определение места жительства гражданина, то есть места его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его учет, осуществляется исходя из данных о его регистрации по месту жительства.

В данном случае введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.

С учетом приведенных норм права, вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что Хошимов Х.Д. на протяжении последних нескольких лет (с 11 марта 2022 года) фактически проживает в пансионате ОКБ г. Ханты-Мансийска, в период с 09 сентября 2022 года по 07 сентября 2023 года был зарегистрирован по месту пребывания в пансионате, носит временный характер и само по себе не свидетельствует о смене им места своего жительства.

Также судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что отказом в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении послужило не предоставление Хошимовым Х.Д. необходимых документов, запрашиваемых уполномоченным органом, а именно справка об отсутствии (наличии) жилых помещений по договору социального найма из п.Выкатной Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры, а также предоставления документов на его супругу <данные изъяты>, что исполнено не было.

При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права, у суда не имелось оснований для признания незаконным решения Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска от 27.12.2022 года № 1090 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

По существу доводы кассационной жалобы, направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.

Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятого судебного акта, не имеется.

Таким образом, принятый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хошимова Хошима Джумаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-21881/2023 [88-22022/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Хошимов Хошим Джумаевич
Ответчики
Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска
Другие
Администрация города Ханты-Мансийска
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Малоедова Наталия Валерьевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
21.12.2023Судебное заседание
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее