Судья Рублева Н.В.
Дело № 33 –9275
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Савельева А.А., Смирновой М.А. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 22 августа 2018 года дело по апелляционным жалобам Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края, администрации города Соликамска Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 июня 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Пономарева Константина Александровича, Пономаревой Елены Вячеславовны, действующей также в интересах П1., ** года рождения, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления культуры администрации города Соликамска от 01.03.2018 года об исключении молодой семьи Пономаревой Елены Вячеславовны в составе трех человек, а именно: Пономарева Константина Александровича, Пономаревой Елены Вячеславовны, несовершеннолетней П1., ** года рождения, из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы».
Признать молодую семью в составе трех человек: Пономарев Константин Александрович, Пономарева Елена Вячеславовна, несовершеннолетняя П1., ** года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий на 06.10.2013 года.
Возложить на Управление культуры администрации города Соликамска обязанность восстановить семью в составе трех человек, а именно: Пономарева Константина Александровича, Пономаревой Елены Вячеславовны, несовершеннолетней П1., ** года рождения, в списке для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя истца Меновщиковой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарев К.А., Пономарева Е.В., действующие за себя и интересах несовершеннолетней П1., в учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратились в суд с иском к администрации г. Соликамска Пермского края, Управлению культуры администрации г. Соликамска о признании незаконным исключения их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на 06.10.2013 года, возложении обязанности на Управление культуры администрации города Соликамска восстановить их молодую семью в списке участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (рыночной) стоимости жилья.
В обоснование исковых требований указано, что семья истцов, состоящая из трех человек, с 2011 года участвует в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 года». 07.10.2013 года Пономаревыми приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: ****, за счет средств ипотечного кредитования. В марте 2018 года истцам направлено решение Управления культуры от 01.03.2018 года об исключении их семьи из списка участников Подпрограммы на основании документа из отдела по жилищной политике администрации города Соликамска о непризнании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из трех человек. Указанное решение считают незаконным, нарушающим их права.
В судебном заседании истец Пономарева Е.В., ее представитель на исковых требованиях настаивали. Истец Пономарев К.А., будучи извещенный о времени рассмотрения дела, в суд не явился, исковые требования поддержал.
Ответчики Управление культуры администрации г. Соликамска, администрации г. Соликамска Пермского края с иском не согласны.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явилось, возражений по иску не представило.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Управление культуры администрации г. Соликамска Пермского края, администрация г. Соликамска Пермского края. По мнению апеллянтов, судом дана неверная оценка фактических обстоятельств дела, неправильно применены нормы материального права. Согласно п. 6 Порядка признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поданного по месту жительства всех членов молодой семьи. Документ о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения кредитного договора семья Пономаревых не представила. В случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья предоставляет копию документа о порядке пользования жилым помещением, составленного в установленном законом порядке (п. 8.1. Порядка). Договор, соглашение, иной документ о порядке пользования жилым помещением по адресу: г. Соликамск, ул. ****, не оформлялись. При отсутствии таких документов обеспеченность истца Пономарева К.А. и его дочери П1. составляет 26,2 кв.м. Факт постоянного проживания в иных жилых помещениях, не являющихся место регистрации, в установленном законом порядке установлен не был, истцами не заявлялся. Не было представлено доказательств утраты либо прекращения семьей Пономаревых права пользования жилыми помещениями по месту регистрации. Из показаний свидетелей невозможно однозначно и достоверно установить место фактического проживания семьи Пономаревых на дату заключения кредитного договора. При расчете нуждаемости следует применять действующее в настоящее время постановление администрации г. Соликамска от 30.05.2014г. № 979-па, которым установлена учетная норма площади жилого помещений для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. общей площади на одного человека. Постановление не отменено и в установленном порядке не обжаловано. Постановление администрации г. Соликамска от 25.02.2011 № 249-па утратило силу. Социальная выплата предоставляется на основании действующих нормативных актов. При расчете нуждаемости, по мнению администрации г. Соликамска, молодая семья истцов обеспечена жилой площадью 35 кв.м., следовательно, семья истцов не может быть признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов Меновщикова Л.Н. считает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Истцы, ответчики, третье лицо, будучи извещенными о времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. На основании ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 1 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Аналогичные положения содержатся в долгосрочной государственной программе "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1321-п. Порядок реализации мероприятий указанной подпрограммы утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей".
В соответствии с пунктом 2.6.2 Постановления Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 года N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1322-п, и подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Судом установлено, что семья Пономаревых, состоящая из 3 человек, по состоянию на 31 марта 2011 года была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 07.10.2013 года истцами заключен кредитный договор с ПАО «***» на приобретение объекта недвижимости – двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: ****.
Протоколом №13 от 01.03.2018 года заседания комиссии по рассмотрению вопроса об исключении из списка участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей семья Пономаревых на основании пп. «а» п. 22 Правил исключена их списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней стоимости) жилья, поскольку по состоянию на 06.10.2013 года семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценивания представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу о том, семья Пономаревых в составе трех человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья соответствует всем условиям участия в Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, имеет право состоять в списках участников Подпрограммы и право на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы.
С выводами суда судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно требованиям п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что истец Пономарева Е.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ****. С учетом принадлежащего собственнику права пользования жилым помещением судом определено, что на Пономареву Е.В. приходится 8,8 кв.м. общей площади жилого дома. В данной части решение суда не обжалуется, судом апелляционной инстанции указанные обстоятельства не проверяются.
Истец Пономарев К.А. и несовершеннолетняя П1. зарегистрированы по адресу: ****, общей площадью 65,5 кв.м. Согласно выписки из ЕГРП собственниками квартиры являются по 1/4 доли в праве на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 28.12.2004 года П2., Пономарев К.А., П3. (право собственности зарегистрировано 15.02.2005 года) и 1/4 доли, право собственности на которую зарегистрировано 29.03.2013 года, принадлежит П4.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с созданием своей семьи (вступление в брак с Пономаревой Е.В.) 19.11.2010 года Пономарев К.А. перестал являться членом семьи родителей и сестры, в том смысле, который предусмотрен жилищным законодательством (ст. 31 Жилищного кодекса РФ). Семья истцов проживала в жилом помещении по адресу: ****, при этом общего хозяйства с иными собственниками жилого помещения П2.., П3. и их дочерью П5. истцы не вели, у них был отдельный бюджет. Поскольку истец Пономарев К.А. является собственником 1/4 доли указанной квартиры, уровень обеспеченности жилой площадью на Пономарева К.А., его дочь П1. суд исчислил только с учетом принадлежащей Пономареву К.А. 1/4 доли в праве на жилое помещение, что составило 16,375 кв.м.
Таким образом, обеспеченность жильем членов семьи Пономаревых по состоянию на 06.10.2013 года составляла 25,17 кв.м. (8,8 кв.м.+16,37 кв.м.).
Доводы апеллянтов о том, что в нарушение п. 8.1. Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей истцами не представлены документы о порядке пользования жилым помещением по адресу: г. Соликамск, ул. ****, следовательно, истцами не доказаны обстоятельства, на которые истцы ссылались как основание своих требований, судебная коллегия отклоняет. Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п на момент спорных правоотношений еще не был принят, иные требования о необходимости оформления между участниками программы (молодой семьей) и совместно с ними проживающими в жилом помещении гражданами, закрепленные на законодательном уровне, отсутствовали. При установлении юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции обоснованно принял во внимание показания свидетелей Д. и П4., предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, из показаний которых следует, что в связи с созданием своей семьи 19.11.2010 года Пономарев К.А. перестал являться членом семьи родителей и сестры, семья Пономаревых пользовалась отдельной комнатой в квартире, а не всем жилым помещением.
При этом судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы администрации г. Соликамска о применении при расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий постановления администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа».
Установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Понятия нормы предоставления и учетной нормы определены в пунктах 1 и 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ.
Постановление администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 года не отменено, не изменено. Поскольку право на получение социальной выплаты у Пономаревых возникло в 2018 году, следовательно, в силу ст. 6 Жилищного кодекса РФ при определении нуждаемости граждан на улучшение жилищных условий на территории муниципального образования следует руководствоваться действующим в указанный период нормативным актом.
Выводы суда о применении к спорным правоотношениям положений постановления администрации г. Соликамска от 25.02.2011 года № 249-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 года» подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.
Однако данный вывод не влечет отмену судебного решения, поскольку обеспеченность жильем членов семьи Пономаревых по состоянию на 06.10.2013 года судом определена в размере 25,17 кв.м. При норме 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, установленной постановления администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 года, семья Пономаревых в составе трех человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Иные доводы апелляционных жалоб не влекут отмену решения, поскольку не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции.
Все доводы апелляционных жалоб фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции в полной мере исследовал доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края, администрации города Соликамска Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: