Решение по делу № 33-118/2023 (33-4656/2022;) от 05.12.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0021-01-2020-002814-14

Дело № 33-118/2023 (33-4656/2022)

Судья Тумурова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2023 года                                         город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики    Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Богдановой И.Ю., Васильевой С.Д., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой Г.А. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ о перерасчете пенсии с момента выработки требуемого стажа по апелляционной жалобе истца Мартыновой Г.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2022 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., представителя ответчика по доверенности Дамбиеву Е.Б., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями на нее, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

    Обращаясь в суд с иском к ответчику, истец Мартынова Г.А. просила произвести перерасчет размера пенсии с момента выработки требуемого стажа в связи с продолжительностью стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 40 лет. В обоснование своих требований ссылалась на необходимость применения положений ФЗ-400 «О страховых пенсиях».

    В судебном заседании истец Мартынова Г.А., участвующая посредством видеоконференцсвязи требования поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия по доверенности Цырендоржиева А.А. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для перерасчета размера пенсии.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе истец Мартынова Г.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также на нарушения и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает, что при оценке пенсионных прав, приобретенных до 2022 года, в расчетных формулах используется стажевый коэффициент, величина которого напрямую зависит от стажа. Максимальный стажевый коэффициент возникает у женщин со стажем 40 лет и у мужчин со стажем 45 лет. Формула расчета трудовой пенсии, установленная статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, включает в себя величину ее фиксированной части. С 2015 года в отношении этого фиксированного размера действует порядок увеличения его на 6% за каждый полный год стажа, превышающего для большинства расчетных ситуаций величину 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (пункт 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Таким образом, по достижению стажа 40 лет фиксированная часть расчета может вырасти на 60% у мужчин и на 90% у женщин. Судом первой инстанции не учтено также и то, что доплата к фиксированному размеру пенсии предусмотрена статьей 16 Федерального закона № 400-ФЗ. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2-5 статьи 14 Федерального закона 17.12.2001 № 173-ФЗ, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ, в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия по доверенности Цырендоржиева А.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истец Мартынова Г.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия по доверенности Дамбиева Е.Б. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона.

В силу положений статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случаях и в порядке, предусмотренном частями 2-4, 7-8 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В части 7 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец Мартынова Г.А. с <...> года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На дату назначения пенсии продолжительность стажа в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составила 24 года 10 месяцев 29 дней, продолжительность страхового стажа 27 лет 08 месяцев 29 дней.

В силу части 5 статьи 17 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Такая повышенная фиксированная выплата истцу установлена.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что после назначения страховой пенсии истец Мартынова Г.А. продолжает работать, поэтому ее пенсия в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» увеличивается в связи с увеличением размера индивидуального пенсионного коэффициента в результате уплаты работодателем страховых взносов за работающего пенсионера.

Таким образом, ежегодная доплата к пенсии работающим пенсионерам в соответствии с Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится в связи с уплатой работодателем страховых взносов с зарплаты пенсионера, от которых зависит величина индивидуального пенсионного коэффициента.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для перерасчета пенсии истцу по основаниям его заявлений, не имеется.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения положений статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» подлежат отклонению.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года.

При этом, согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, подлежал увеличению на 6 процентов, а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости. фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В Федеральном законе от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18).

Так, с 1 января 2015 года (с момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15-17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии): а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и фиксированная выплата к ней в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, увеличение фиксированного базового размера страховой пенсии на 6 % за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 217-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" в рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Таким образом положения части 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при перерасчете страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости, в связи с вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" применению не подлежат.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения не установлено.

Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится.

При разрешении спора все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом первой инстанции верно, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии:

33-118/2023 (33-4656/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынова Галина Афанасьевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
05.12.2022Передача дела судье
21.12.2022Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Передано в экспедицию
06.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее