Дело 2 –210/2022 Мотивированное решение составлено 27.04.2022
УИД51RS0006-01-2021-002514-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 20 апреля 2022 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Карповой О.А.,
при секретаре Скользневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцевой Е.А. к Государственному областному казенному учреждению "Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности принять решение по заявлению о предоставлении субсидии, взыскании невыплаченной субсидии,
установил:
Усольцева Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению "Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее – ГОКУ «Мончегорский межрайонный ЦСПН», Учреждение) о признании действий, бездействия незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения, о предоставлении субсидии, взыскании денежных средств. В обоснование требований указывала, что с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> являлась долевым собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес>. Решением ГОКУ «Мончегорский межрайонный ЦСПН» №.... от <дд.мм.гггг> ей была предоставлена субсидия за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. Ссылаясь на постановление Правительства Мурманской области №507-ПП от 08.11.2018, указывает, что в нарушение п. 24 Порядка предоставление субсидии ответчик не произвел перерасчет субсидии за 3 квартал <дд.мм.гггг> в <дд.мм.гггг>. Фактически ее расходы за коммунальные услуги в октябре составили 4086,92 руб., в ноябре 2018 года – 4086,92 руб., всего 8173,84 руб. Для перечисления субсидии ответчику был предоставлен расчетный счет в АО «Тинькофф Банк». Указывает, что субсидия за <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> ей выплачена не была.
Также приводит довод о том, что <дд.мм.гггг> она направила пакет документов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. Однако в нарушение п. 42 Порядка предоставления субсидии ответчиком не были рассмотрены, решение о назначении или об отказе в назначении субсидии не принято.
На основании изложенного, просит признать незаконными действия ответчика по перечислению субсидии на расчетный счет ПАО «Сбербанк» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги; признать незаконным бездействие в части перерасчета субсидии в связи с увеличением прожиточного минимума в Мурманской области за 3 квартал <дд.мм.гггг>; обязать ответчика произвести перерасчет субсидии; принять решение по заявлению о предоставлении субсидии от <дд.мм.гггг>.; взыскать невыплаченную субсидию на оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8195,74 руб.; взыскать судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда с даты вынесения судебного решения по день фактического исполнения.
Протокольным определением суда от <дд.мм.гггг> удовлетворено заявление истца об уточнении исковых требований в части взыскания с ответчика невыплаченной субсидии на оплату жилого помещения за <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> в размере 5207,20 руб.
Определением суда от <дд.мм.гггг> принят отказ истца от исковых требований в части признания незаконными действий ответчика по перечислению субсидии на расчетный счет ПАО «Сбербанк» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги; признания незаконным бездействия в части перерасчета субсидии в связи с увеличением прожиточного минимума в Мурманской области за 3 квартал <дд.мм.гггг>; возложении обязанности произвести перерасчет субсидии; взыскания судебной неустойки.
В судебном заседании истец участия не принимала, просила рассмотреть дело без ее участия. В судебном заседании <дд.мм.гггг> поясняла, что уточненный размер взыскиваемой суммы складывается из размера невыплаченной ей субсидии за <дд.мм.гггг> - 4086,92 руб. и 1096,32 руб., которые она уплатила при рассмотрении мировым судьей исковых требований ГОКУ «Мончегорский межрайонный ЦСПН» о взыскании неосновательного обогащения. Поскольку 1096,32 руб. были уплачены ей ответчику недобровольно, а под принуждением, считает, что они должны быть ей возвращены.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменные возражения, в которых просит в удовлетворении исковых требований Усольцевой Е.А. отказать в полном объеме. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, персональное дело Усольцевой Е.А., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют собственники жилых помещений (часть 2).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее – Правила).
Согласно Правилам, право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (подп. 2 «г» п. 3).
Согласно пункту 8 Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил (п. 42).
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20).
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидий представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидий (п. 27).
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия (п. 49).
В судебном заседании установлено, что Усольцевой Е.А. на основании заявления №.... от <дд.мм.гггг> была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЖКУ) по адресу: <адрес> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.
Согласно расчетному листку за <дд.мм.гггг>, Усольцевой Е.В. произведен расчет субсидии на оплату ЖКУ за шесть месяцев <дд.мм.гггг>, которая составила в <дд.мм.гггг> – 4747,21 руб., в <дд.мм.гггг> - 4959,77 руб., в <дд.мм.гггг> – 4967,25 руб., в <дд.мм.гггг> - 4963,51 руб., в <дд.мм.гггг> - 4963,51 руб., в <дд.мм.гггг> – 3843,23 руб. (л.д. 45-46).
Согласно результатам расчета субсидии от <дд.мм.гггг>, начисление субсидии производилось на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями в рамках заключенных соглашений об информационном взаимодействии, сведений о начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу регистрации по месту жительства: <адрес>. Расчет в текущем месяце осуществлялся Учреждением по данным ресорсоснабжающих организаций о начисленной плате по ЖКУ за прошедший месяц, а в последующем месяце при поступлении фактических данных производился перерасчет. При расчете субсидии учитывался общий доход семьи Усольцевой Е.А., состоящий из двух человек; региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2018 год для муниципального образования г. Оленегорск на одну семью, состоящую из двух человек; максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; среднедушевой доход семьи; величина прожиточного минимума семьи (л.д. 47-48).
Согласно представленным результатам расчета начисленная за июнь - октябрь 2018 года Усольцевой Е.А. субсидия выплачена в полном размере, за ноябрь 2018 года субсидия не выплачена.
При этом установлено, что за <дд.мм.гггг> фактическое начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> составило -1007,07 руб., то есть за <дд.мм.гггг> произошла переплата субсидии в размере 4963,51 руб.. Поскольку размер субсидии в <дд.мм.гггг> превысил фактические расходы семьи Усольцевой Е.А. на оплату ЖКУ, начисленная за <дд.мм.гггг> субсидия в размере 3843,23 руб. не была выплачена истцу.
Проверив представленный расчет субсидии за <дд.мм.гггг>, суд приходит к выводу, что порядок начисления ответчиком субсидии соответствует действующему в спорный период законодательству. При определении размера субсидии Учреждением учтены все начисленные платежи за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, взнос на капитальный ремонт, а также произведенный перерасчет за услугу электроснабжения в размере 4847,30 руб.
Также судом установлено, что мировым судьей .... области по судебному участку №.... от <дд.мм.гггг> было рассмотрено гражданское дело по иску ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» к Усольцевой Е.А. о взыскании излишне выплаченной субсидии в размере 1096,32 руб. Определением мирового судьи, вступившим в законную силу <дд.мм.гггг>, производство по данному делу прекращено в связи с отказом истца от иска (л.д. 65). В судебном заседании <дд.мм.гггг> истец Усольцева Е.А. пояснила, что денежные средства в размере 1096,32 руб. она уплатила ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения», в связи с чем производство по делу было прекращено.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 5207,20 руб. не имеется.
Разрешая требование истца о возложении на ответчика обязанности принять решение по заявлению от <дд.мм.гггг>, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от <дд.мм.гггг> №.... утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения коммунальных услуг» (далее – Административный регламент).
Согласно п. 2.6.1 Административного регламента для получения субсидии граждане и члены из семей представляют в учреждение по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов, в том числе: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Непредставление документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента, является основанием для отказа в приеме документов.
Заявление и документы, предусмотренные пунктами 2.6.1, 2.6.2 и 2.6.4 Административного регламента, могут представляться в Учреждение в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций)15 или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе (пункт 2.6.8 Административного регламента).
<дд.мм.гггг> Усольцевой Е.А. подано заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством регионального портала электронных услуг Мурманской области, с приложением документов.
Из ответа начальника отдела ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» от <дд.мм.гггг> №.... следует, что заявление Усольцевой Е.А. было возвращено в связи с непредоставлением документов, указанных в п. 2.6.1 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в том числе в связи с отсутствием квитанции по начислению расходов по капительному ремонту НКО «ФКР МО» за <дд.мм.гггг>.
Действия ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения», связанные с отказом в приеме заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Усольцевой Е.А. не обжаловались. На дату рассмотрения дела заявления о предоставлении данной субсидии в ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» не имеется, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности принять решение по заявлению истца от <дд.мм.гггг> о предоставлении субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Усольцевой Е.А. к Государственному областному казенному учреждению "Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности принять решение по заявлению о предоставлении субсидии, взыскании невыплаченной субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.А.Карпова