УИД 45RS0026-01-2022-013370-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бабкиной Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Царевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 мая 2023 г. гражданское дело по исковому заявлению Шориной Натальи Анатольевны к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, Администрации города Кургана о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом его изменения) к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании отказа незаконным, возложении обязанности. В обосновании указала, что между Администрацией <адрес>, в лице Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес> и истцом ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сроком на 32 месяца, разрешенное использование: деловое управление. ДД.ММ.ГГГГ через государственные услуги ФИО1 было подано заявление о выдаче разрешения на строительство здания делового управления на указанном земельном участке. Заявление зарегистрировано за №. К указанному заявлению приложены предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы. Однако, в нарушение действующего законодательства, Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес> направил истцу отказ от ДД.ММ.ГГГГ №, не обосновав при этом причины отказа. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь подано заявление о выдаче разрешения на строительство здания делового управления, к которому также были приложены все предусмотренные законодательством документы. Однако, Департамент вновь направил истцу отказ от ДД.ММ.ГГГГ без указания оснований для отказа. Считает данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы истца. Просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство здания делового управления на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> возложить на Администрацию <адрес> обязанность выдать ФИО1 разрешение на строительство здания делового управления на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец ФИО1 на измененных исковых требованиях настаивала, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации <адрес>, Администрации <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, указала, что отказ Департамента обоснованный, принят в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц ООО «АРМ-Комплект», Департамента строительства госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства в <адрес>, ППК Роскадастр по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (часть 1).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2).
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11).
Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации (часть 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме (пункт 3).
Проектная документация на объекты капитального строительства состоит из 12 разделов: раздел 1 "Пояснительная записка", раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", раздел 3 "Архитектурные решения", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", состоящий из ряда подразделов, раздел 6 "Проект организации строительства", раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демотажа) объекта или части объекта капитального строительства, раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами", содержащий документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: деловое управление.
Согласно условиям договора арендодатель передает за плату в пользование на условиях аренды, а арендатор принимает земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: деловое управление.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды земельного участка устанавливается на 32 месяца с момента подписания акта приема-передачи земельного участка.
Согласно пункту 3.1, 3.2 ежегодный размер арендной платы за участок равен начальной цене предмета аукциона на право заключения договора аренды и составляет 250100 руб. Задаток в размере 250100 руб., перечисленный арендатором для участия в аукционе, засчитывается в счет оплаты ежегодного размера арендной платы за участок.
Акт приема-передачи подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания делового управления по адресу: <адрес>
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО1 Н.А. отказано в выдаче разрешения на строительство данного объекта капитального строительства, в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно утвержденной проектной документации. Разделы проектной документации представлены не в полном объеме, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», также имеются разночтения в проектной документации, что не дает возможность определить соответствие проектной документации градостроительному регламенту.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания делового управления по адресу: <адрес>.
Департаментом принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги по следующим основаниям: непредоставление документов, необходимых для предоставления услуги. Дополнительно указано, что услуга оказана ранее. ФИО1 представлена проектная документация без исправления ранее выявленных разночтений.
Согласно положениям пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с часть 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства; проект организации строительства объекта капитального строительства); положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства; подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса; подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.
Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверяет соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, содержится в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения, в том числе результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
Вместе с тем, судом установлено, что разделы проектной документации представлены не в полном объеме, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также имеются разночтения в проектной документации.
Так, в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» отсутствует описание конструкций стен.
Согласно подпункту «р» пункта 14 Раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» Раздел 4 «Конструктивные решения» содержит: в графической части чертежи разрезов зданий, строений и сооружений с изображением несущих и ограждающих конструкций, указанием размерной привязки осей или поверхностей элементов конструкций к координационным осям здания (строения, сооружения) или в необходимых случаях к другим элементам конструкций, отметок наиболее характерных уровней элементов конструкций, позиций (марок) элементов конструкций, а также с изображением линий геологических разрезов, разграничивающих слои грунта с различными геологическими характеристиками, для фундаментов и свайных оснований.
В пункте «м» Раздела 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» не расписаны характеристика и обоснование конструкций полов, кровли, подвесных потолков, перегородок, а также отделки помещений.
Согласно подпункта «м» пункта 14 Раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» Раздел 4 «Конструктивные решения» содержит: в текстовой части характеристику и обоснование конструкций полов, кровли, потолков, перегородок.
В Разделе 3 «Архитектурные решения» имеются разночтения.
В текстовой части Раздела 3 «Архитектурные решения» указанно, что в здании запроектированы помещения: кабинеты, архивы, серверная, коридор, тамбур, подсобное помещение, электрощитовая, санузлы.
В графической части «Поэтажного плана здания» Раздела 3 «Архитектурные решения», в «Экспликации помещений» серверная отсутствует.
В текстовой части Раздела 3 «Архитектурные решения» указанно, что
наружные стены - газобетонные блоки, t=200 мм.
В графической части «Поэтажного плана здания» Раздела 3 «Архитектурные решения», указанно, что стены из газобетонных блоков, t=300 мм.
В графической части «Поэтажного плана здания» Раздела 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», указанно, что стены из газобетонных блоков, t=300
В связи с чем, определить отступы от планируемого здания до границы земельного участка не представляется возможным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая что проектная документация застройщиком не утверждена, а также наличие указанных выше разночтений, которые не дают возможность определить соответствие проектной документации градостроительному регламенту, суд приходит к выводу о правомерности отказа Департаментом ФИО1 в выдаче разрешения на строительство делового управления на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Доводы истца о том, что в ходе проведения прокурорской проверки по факту обращения ФИО1 о незаконности отказа в выдаче разрешения на строительство, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой при рассмотрении обращения был выявлен факт нарушения установленных сроков оказания муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», а также не указания Департаментом в отказе в выдаче разрешения причин данного отказа. Вместе с тем, представленные ФИО1 Департаменту документы для выдачи разрешения на строительство, в том числе проектная документация, на предмет соответствия требованиям действующего законодательства в ходе прокурорской проверки не проверялись.
В связи с указанным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шориной Натальи Анатольевны к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, Администрации города Кургана о признании отказа незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 5 июня 2023 г.
Судья Бабкина Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 9 июня 2023 г.