Решение по делу № 2-1412/2024 от 17.01.2024

         Дело

решение

        Именем Российской Федерации

<адрес>                                                 23 мая 2024 года

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседания Гиреевой Х.А.,

с участием истца Чапанова Б.А., представителей ответчика Томовой Т.А. и Гаракоева М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чапанова Б. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о возложении обязанности по предоставлению субсидии,

установил:

Чапанов Б.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что проходил военную службу в <адрес>, в связи с чем, на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ - Ф3 «О ветеранах». В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О ветеранах» им своевременно было подано заявление до ДД.ММ.ГГГГ о включении его в федеральный регистр как ветерана боевых действий, между тем, письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления о включении в указанный регистр в связи с несвоевременной подачей заявления. Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Чапанова Б.А. и др. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным отказа во включении их в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязании включить их в указанный Федеральный регистр. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в исполнение не приведено. Указанным решением установлено, что истец Чапанов Б.А. обратился с заявлением и приложенными документами до ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что при расчете размера субсидии гражданам, указанным в ст. 3 Закона № 5-ФЗ, учитываются члены их семей, имеющие также право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Просит суд обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия восстановить Чапанова Б.А. в очереди на получение жилья с момента подачи заявления, то есть с даты первоначальной постановки на учет; обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия предоставить жилое помещение с учетом членов семьи.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В судебном заседании истец Чапанов Б.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представители ответчика Томова Т.А. и Гаракоев М.Б. просили отказать в удовлетворении исковых требований, представили письменные возражения.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Из анализа вышеприведенной правовой нормы следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, под которым понимается спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, тождество спора выводится из тождества заявленных исков.

Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения, и по поводу которого суд должен вынести решение.

Основание иска составляют юридические факты и нормы права, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.

Тождество оснований будет иметь место, если все фактические обстоятельства, на которые заявитель ссылается в новом заявлении, входили ранее в основание заявления, по которому уже был принят судебный акт.

Судом установлено, что решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковое заявление Чапанова Б.А. и др. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о признании незаконным отказа во включении их в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и обязании включить их в указанный Федеральный регистр удовлетворено. В частности, решено: обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия включить Чапанова Б.А. и др. в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

На основании указанного решения суда, приказом Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ а/23 Чапанов Б.А. включен в список ветеранов боевых действий в Афганистане, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку установлено, что имеется судебное решение, которым разрешен спор между истцом и ответчиком, имеются основания для принятия прекращения производства по настоящему гражданскому делу в части исковых требований истца по возложению на ответчика обязанности по восстановлению Чапанова Б.А. в очереди на получение жилья с момента подачи заявления, то есть с даты первоначальной постановки на учет.

Разрешая исковые требования Чапанова Б.А. в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения с учетом членов семьи суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чапанов Б.А. проходил военную службу в <адрес>.

В судебном заседании представителем ответчика представлен акт приема-передачи личных дел участников боевых действий в Афганистане от «Совета ветеранов Афганистана» Министерству труда и социального развития Республики Ингушетия, из которого усматривается, что Чапанов Б.А. обратился в Совет ветеранов Афганистана с заявлением о постановке на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ а/23 Чапанов Б.А. включен в список ветеранов боевых действий в Афганистане, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Чапанов Б.А. указывал на то, что при расчете размера субсидии гражданам, указанным в ст. 3 Закона № 5-ФЗ, учитываются члены их семей, имеющие также право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, в связи с чем, просил суд обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия предоставить жилое помещению с учетом членов семьи.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").

Подпунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) отнесены военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в данном законе.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём, предоставляется инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передаёт для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ

Средства на реализацию передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды боевых действий, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильём инвалидов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (приведённое правовое регулирование следует из содержания пункта 2, подпункта 3 пункта 3, пунктов 4, 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе инвалидов боевых действий, в силу положений пункта 6 статьи 23.2 данного федерального закона определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, а также вставших на учёт ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определённом Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов и инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 614 (далее - Правила) (пункт 1 Правил).

В силу пункта 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учёта операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).

В целях реализации указанных положений принят Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 47-рз "О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий".

Положениями Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 47-рз "О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" (далее - Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 47-рз) установлено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Пунктом 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 47-рз порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки гражданам для приобретения (строительства) жилья в собственность определяется Правительством Республики Ингушетия.

Во исполнение статьи 3 Закона Республики Ингушетия -P3 порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в сроки, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно пункту 2.1 Порядка предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в Министерстве труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3.2 статьи 23.2 Федерального закона -Ф3 установлено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона -Ф3 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 2(2) Правил , размер субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Методика ).

При этом, в соответствии с пунктом 3 Методики размер субвенции для обеспечения жильем инвалидов боевых действий за счет средств федерального бюджета определяется исходя из численности граждан, указанной в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона -Ф3, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, с учетом поправочного коэффициента.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 2 Закона Республики Ингушетия -Р3 право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживающие на территории Республики Ингушетия.

Из приведённого правового регулирования следует, что мера социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья предоставляется ветеранам боевых действий (инвалидам войны), нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до ДД.ММ.ГГГГ В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём указанной категории граждан из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации данные полномочия реализуются в пределах поступивших из федерального бюджета денежных средств, размер которых определён исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Таким образом, мера социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета предоставляется ветеранам боевых действий не на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством, а в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья как нуждающемуся в улучшении жилищных условий и вставшему на учёт до ДД.ММ.ГГГГ ветерану боевых действий в рамках реализации им права на обеспечение жильём, предусмотренного Федеральным законом "О ветеранах", то есть в рамках специального правового регулирования. Следовательно, при решении вопроса о порядке, условиях и размере предоставления Чапанову Б.А. безвозмездной субсидии на приобретение жилья применению подлежат нормы указанного федерального закона, которыми при обеспечении жильём указанной категории лиц, учёт членов его семьи не предусмотрен (указанный правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения с учетом членов его семьи подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 220 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Чапанова Б. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия в части требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения с учетом членов семьи отказать.

Производство по исковому заявлению Чапанова Б. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия в части возложения обязанности по восстановлению Чапанова Б. А. в очереди на получение жилья с момента подачи заявления, то есть с даты первоначальной постановки на учет, прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                         А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ

2-1412/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чапанов Беслан Ахметович
Ответчики
Министерство труда, занятости и социального развития РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
17.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Подготовка дела (собеседование)
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее