УИД № 34RS0004-01-2023-000105-95
Судья Гордеева Ж.А. дело № 33-8086/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2023 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Горбуновой С.А., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Купиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-645/2023 по исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в защиту интересов <.......> к администрации Волгограда, МБУ «Северное», департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 29 марта 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Горбуновой С.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда, действующий в защиту интересов <.......>., обратился в суд к администрации Волгограда о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что 07 июня 2022 года несовершеннолетнюю <.......> укусила безнадзорная собака. В тот же день ребенку была оказана медицинская помощь при обращении в ГУЗ «КБ СМП № 15» и назначено амбулаторное лечение. Прокурор полагает, что непринятие органами местного самоуправления должных мер по отлову животных без владельцев привело к нападению собаки на несовершеннолетнего ребенка.
По приведенным основаниям, прокурор Красноармейского района г. Волгограда просил суд взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судом к участию в деле привлечен ответчиком департамент городского хозяйства администрации Волгограда, произведена замена статуса третьего лица МБУ «Северное» с привлечением его в качестве ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение, которым взыскана с администрации Волгограда в пользу <.......>. компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к администрации Волгограда отказать. В доводах жалобы указывает, что гражданско-правовая ответственность должна быть возложена на МБУ «Северное», поскольку одним из видов его деятельности является отлов безнадзорных животных, в связи с чем между администрацией Волгограда и МБУ «Северное» заключено соглашение о предоставлении из бюджета Волгограда субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по отлову и содержанию животных без владельцев.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Волгограда – Белко Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истца прокуратуры Красноармейского района – помощник прокурора Тришкин В.Ю. возражал против доводов апелляционной жалобы.
В апелляционную инстанцию иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
Статьей 1 Закона Волгоградской области № 94-ОД от 15 июля 2013 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочия Волгоградской области, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии со ст. 10 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области и в той мере, в которой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Волгоградской области финансовыми средствами.
Согласно п. 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом Комитета ветеринарии Волгоградской области от 27 декабря 2019 года № 600а, проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев организуется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области, или в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными без владельцев органами местного самоуправления, наделенными указанными государственными полномочиями (далее именуется - уполномоченный орган).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 мая 2018 года № 197-п утвержден Порядок предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, который разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 года № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» и определяет механизм предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее именуются - субвенции).
В силу пунктов 2 и 3 вышеназванного Порядка, предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету ветеринарии Волгоградской области на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований, является комитет ветеринарии.
Так, размер субвенции на передачу полномочий Волгоградской области органам местного самоуправления по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова, содержания и утилизации безнадзорных животных на территории Волгоградской области на 2022 год, который для городского округа город-герой Волгограда составил 5 926 900 рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 июня 2022 года в период прогулки около МКД № <...>а по <адрес>, <.......> года рождения, получила укус безнадзорной собаки за правую заднюю часть бедра, в связи с чем ей была оказана первая медицинская помощь при обращении в ГУЗ «КБ СМП № <...>» и назначен курс антирабической вакцинации, оснований для госпитализации не выявлено.
08 июня 2022 года <.......> С.Н. обратился в отдел полиции № <...> УМВД России по г. Волгограду с заявлением о проведении проверки по факту укуса безнадзорной собаки несовершеннолетнего ребенка <.......>
11 июня 2022 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления. Копия материалов процессуальной проверки направлена в администрацию Красноармейского района Волгограда для принятия мер реагирования.
Кроме того, материалами проверки установлено, что за период январь-декабрь 2022 года на территории Волгограда отловлено 5 568 особей безнадзорных животных, по Красноармейскому району г. Волгограда 1 252 особи за тот же период, в том числе по <адрес> 2 особи 21 мая 2021 года и 4 особи 10 июня 2022 года.
Разрешая заявленные прокурором требования и, удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, и, проверив доводы сторон, дав оценку собранным по делу доказательствам, пришел к выводу об обоснованности требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, поскольку данная сумма соответствует критериям разумности, справедливости, учитывая, что вред причинен здоровью несовершеннолетней <.......> в результате бездействия администрации Волгограда, выраженного в одностороннем отказе от выполнения возложенных законом обязанностей при очевидном отсутствии к тому правовых оснований.
Выводы суда первой инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы о незаконности взыскания с администрации Волгограда компенсации за причиненный моральный вред в размере 10 000 рублей, причиненного несовершеннолетней <.......> результате укуса безнадзорной собаки, являются несостоятельными, поскольку ответственность за вред, причиненный несовершеннолетней <.......> укусом безнадзорного животного в соответствии с положениями ст. ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ и п. 3 ст. 158 БК РФ лежит именно на ответчике, поскольку администрация Волгограда в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи