Дело № 2- 970 /2021
УИД 11RS0006-01-2021-002235-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,
при помощнике судьи Г.М. Хуснутдиновой,
с участием помощника прокурора г. Усинска Б.О. Умновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2021 года в г.Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию шламового (бурового) амбара,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский Природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с требованиями о возложении обязанности в срок до 31.12.2022 разработать проект рекультивации и провести рекультивацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе куста разведочной скважины №1Р Западно-Кыртаельского месторождения ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз».
В обоснование требований указывает, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки было установлено наличие шламового (бурового) амбара, расположенного в районе куста разведочной скважины №1Р Западно-Кыртаельского месторождения ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Указанный объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения расположен на землях лесного фонда согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 27.01.2012 № С0990507/12/12-АЗ//12Y0332.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. В соответствии с разъяснениями, данными в письме Минприроды России от 31.10.2012 № 01-11-07/17833 «О размещении буровых шламов в шламовых амбарах», шламовый амбар относится к объектам размещения отходов.
Порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
Помимо требований к объектам размещения отходов, установленных статьей 12 Закона об отходах, необходимо учитывать требования, предъявляемые к объектам размещения отходов, как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требования природоохранного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что дату введения в эксплуатацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе куста разведочной скважины №1Р Западно-Кыртаельского месторождения ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», определить не возможно, у Общества информация по данному вопросу отсутствует. Проектная документация на данный объект у ответчика также отсутствует, в связи с чем объект не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Указанный объект размещения отходов расположен на землях лесного фонда согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 27.01.2012 № С0990507/12/12-АЗ//12Y0332.
Наличие данного объекта создает опасность для объектов окружающей природной среды, угрозу нарушения конституционных прав граждан, проживающих постоянно или временно на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также угрозу причинения вреда окружающей природной среде. В силу действующего законодательства ответчик обязан провести рекультивацию объектов в целях восстановления земель.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска настаивала на исковых требованиях в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска.
Представитель ответчика Санатов Т.Н., действующий на основании доверенности, пояснил, что не возражает против исковых требований.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заключен договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на котором расположен приведенный в иске шламовый амбар. Дата введения шламового амбара в эксплуатацию не известна, проектная документация на него отсутствует.
Согласно ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе земля), природные объекты и природные комплексы ( ст. 4, ст.10 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 1 Федер������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????�??????J?J??�?????�?j�?????????????J?J?J??�?j�??????J?J???�???????J?J?J??�????J�??????????j�??????Й?Й???????????????????�??????????�?�?�?�?�?�?�?�
Таким образом, действующее законодательство относит шламовый амбар к объектам размещения отходов.