Дело № 2а-325/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года г. Галич
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кнокова Евгения Вадимовича к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» о признании незаконным действий об отказе снятия транспортных средств с регистрационного учета,
установил:
17 апреля 2018 года Кноков Евгений Вадимович (далее - Истец), обратился к должностному лицу РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галический» (далее - Ответчик), с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства марки, модели <данные изъяты> с регистрационным знаком ..... в связи с его утратой, также о прекращении регистрации транспортного средства марки <данные изъяты>, с регистрационным знаком ..... связи с утратой, по причине утилизации его в 2007-2008 гг., также о прекращении регистрации транспортного средства марки <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком ..... в связи с утратой, по причине утилизации в 2004-2005 гг. По вышеуказанным заявлениям РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» принято решение об отказе в снятии с учета на основании п. 24 Административного регламента, наличие ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Приказа МВД России от 07.08.2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» в п. 24 указано, по каким основаниям государственная услуга не предоставляется: наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец с указанными действиями не согласен, поскольку ограничения были наложены после утилизации указанных автомобилей. Согласно п. 65 Административного регламента при снятии транспортного средства с учета выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. В соответствии с п. 32 Административного регламента определено, что предоставление государственной услуги включает в себя, среди прочего, проверку полноты и достоверности сведений, указанных, в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса. Согласно п. 55, п. 56 Административного регламента изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр (п. 55). Изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства, в том числе на основании решений судов о возврате, изъятии или отчуждении транспортных средств, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 56). В соответствии с названными нормами права органы ГИБДД обязаны проверять актуальность информации о существующих ограничениях в отношении транспортных средств путем направления межведомственных запросов. Однако в нарушение приведенных законоположений РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» не принял во внимание представленные Кнокова Е.В. сведения об утилизации транспортных средств, а, следовательно, и основание, указанное в ст. 235 ГК РФ право собственности, прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Согласно п. 60 Административного регламента регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям: п. 60.1. Заявление о прекращении регистрации в связи с утратой транспортного средства; п.60.6. Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией. В соответствии со ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При изложенных обстоятельствах административный истец Кноков Е.В. просит суд: признать незаконным действия РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» в отказе снятия с регистрационного учета транспортных средств истца; снять с регистрационного учета следующие транспортные средства: марки, модели <данные изъяты>, с регистрационным знаком .....; марки <данные изъяты>, с регистрационным знаком .....; марки <данные изъяты>, V1N: ....., с регистрационным знаком ......
В судебное заседание никто не явился.
Административный истец Кноков Е.В. заявил ходатайство рассмотреть дело в его отсутствие, о чем известил суд, исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Костин Дмитрий Сергеевич – специалист-эксперт правового направления МО МВД России «Галичский», действующий по доверенности, в судебное заседание не явился просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении административных исковых требований просил отказать в полном объеме, представил информацию из Федеральной базы ФИС ГИБДД-М, содержащие сведения о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, указанных в исковом заявлении истца.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд не признал явку лиц, участвующих в деле, их представителей обязательной, поэтому пришёл к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав суд приходит к следующему:
На основании п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ч.9 ст.226 КАС РФ усматривается, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» № 938 от 12.08.1994 г., собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные положения также содержатся в п. 4 приказа МВД России «О порядке регистрации транспортных средств» № 1001 от 24.11.2008 г.
В силу пункта 51 Приказа МВД РФ «О порядке регистрации транспортных средств» № 1001 от 24 ноября 2008 года, которым утверждены «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу седьмому пункта 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 7 августа 2013 года № 605, услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не предоставляется при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в абзаце шестом пункта 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортного средства», предусматривающим, что при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрационные действия с транспортными средствами не проводятся, и они не подлежат регистрации в Госавтоинспекции.
В соответствии с пунктом 45 указанных Правил регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений.
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств. (п. 5 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортного средства» (в ред. от 20.03.2017 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2008 г. № 13051))
Как следует из дела и установлено судом, 17 апреля 2018 года административный истец (Кноков Е.В.), обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» с заявлениями: о прекращении регистрации транспортного средства марки, модели <данные изъяты>, с регистрационным знаком ..... в связи с его утратой (л.д.3); о прекращении регистрации транспортного средства марки <данные изъяты>, с регистрационным знаком ..... в связи с утратой (неизвестно место нахождения транспортного средства или при невозможности пользоваться транспортным средством) (л.д.4); о прекращении регистрации транспортного средства марки <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком ..... в связи с утратой (неизвестно место нахождения транспортного средства или при невозможности пользоваться транспортным средством) (л.д.5).
В исковом заявлении Кноков Е.В. указал, что транспортное средство марки <данные изъяты>, с регистрационным знаком ..... утрачено по причине утилизации его в 2007-2008 гг., а транспортное марки <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком ..... утрачено по причине утилизации в 2004-2005 г.г., что не соответствует основаниям указанным в заявлениях от 117.04.2018 г.
Из представленных представителем административного истца Костиным Д.С. из Федеральной базы ФИС ГИБДД-М сведений следует, что в отношении транспортных средств марки: <данные изъяты>, с регистрационным знаком .....; <данные изъяты>, с регистрационным знаком .....; <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком .....; имеются ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий, а также указанные транспортные средства не утеряны и не утилизированы.
Так в отношении транспортного средства марки: <данные изъяты>, с регистрационным знаком ..... наложен запрет на совершение регистрационных действий судебным приставом исполнителем от 10.05.2017 г. по исполнительному производству .....-ИП; от 17.10.2017 г. по исполнительном производству .....-ИП.
В отношении транспортного средства марки: <данные изъяты> с регистрационным знаком ....., наложен запрет на совершение регистрационных действий судебным приставом исполнителем от 13.12.2012 г. постановление .....; от 10.05.2017 г. по исполнительном производству .....-ИП; от 17.10.2017 г. по исполнительном производству .....-ИП.
В отношении транспортного средства марки: <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком ....., наложен запрет на совершение регистрационных действий судебным приставом исполнителем от 13.12.2012 г. постановление .....; от 10.05.2017 г. по исполнительном производству .....-ИП; от 17.10.2017 г. по исполнительном производству .....-ИП.
Поскольку на момент обращения Кнокова Е.В. с заявлением о прекращении регистрации транспортных средств марки: <данные изъяты>, с регистрационным знаком .....; ....., с регистрационным знаком .....; <данные изъяты>, VIN: ....., с регистрационным знаком .....; принадлежащих последнему, имеются ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении указанных автомобилей, установленные в соответствии с действующим законодательством, а документов, свидетельствующих о снятии указанных ограничений, истцом не представлено, суд приходит к выводу, что действия должностных лиц РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» соответствуют положениям п. 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 7 августа 2013 года № 605.
Вместе с тем оспариваемый отказ не нарушает прав административного истца, поскольку при наличии документов, подтверждающих снятие указанных ограничений, он вправе обратиться в регистрирующий орган за предоставлением услуги.
В связи с тем, что административным истцом ни административному ответчику, ни суду не представлено доказательств соблюдения им положений постановления Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» № 938 от 12.08.1994 г., Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортного средства», об обращении в регистрирующие органы в 10 суточный срок с момента утраты или утилизации указанных выше транспортных средств, не представлено актов утилизации транспортных средств соответствующей формы, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений должностными лицами РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» положений п. 32,55,56,60,65 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 7 августа 2013 года № 605.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ указано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, помимо прочего, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как установлено при рассмотрении дела, оспариваемое действие совершено 17.04.2018 г., о его совершении административному истцу стало известно 17.04.2018 г.
Административное исковое заявление в суд Кноков Е.В. направил, как усматривается из почтового штемпеля на конверте, 14.05.2018 года.
Таким образом, суд считает установленным, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок.
На основании ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., руководствуясь ст.ст.1,14,62,175-177,218,219,226-228,360 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 04.06.2018 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░