Дело № 2а-2177/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 24 июня 2019 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Советского района г.Н.Новгорода Чулковой Л.А., представителя административного ответчика, действующей на основании ордера Васильцовой М.В.
при секретаре судебного заседания Буланой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района города Нижнего Новгорода к Воробьевой Татьяны Владимировны о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
иску Прокурора Советского района г. Н.Новгорода обратился в суд с административным иском к Воробьевой Татьяне Владимировне о прекращении действия права на управления транспортным средством.
В обосновании заявленных требований административный истец указал следующие.
Прокуратурой Советского района Г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствий со статьей 3 Закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Как определено статьей 25 Закона, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Статьей 28 Закона определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, каковыми являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с ч.1 ст.23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортными средствами.
Согласно ч.4 ст.23.1 Закона перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2012 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами» утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В указанный перечень среди прочего включены органические психические расстройства, включая симптоматические, психические расстройства.
Прокуратурой Советского района Г.Н.Новгорода установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
В прокуратуру района из Следственного отдела по Советскому району Г.Н.Новгорода СУ СК России по Нижегородской области потупили копии материалов уголовного дела №..., возбужденного (дата) по ст.№... УК РФ в отношении Воробьевой Т.В.
В прокуратуру района предоставлено заключение судебно-психиатрической комиссии экспертов от (дата) №..., проведенной отделением стационарных судебно-психиатрических экспертиз ГБУЗ Нижегородской области «Нижегородская психоневрологическая больница №1 им. П.П. Кащенко» в отношении подозреваемой по ст.№... УК РФ Воробьевой Татьяны Владимировны, (дата) г.р.
Согласно выводам указанной экспертизы Воробьева Т.В. (марка обезличена).
Установлено, что Воробьевой Т.В. (дата) выдано водительское удостоверение №... на право управления транспортными средствами, сроком действия до (дата).
С учетом изложенного, Воробьева Т.В. имеет диагноз, запрещающий ей управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28.04.1993 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 №486, от 31.07.1998 №866, от 21.07.2000 №546, от 08.05.2002 №302, от 23.09.2002 №695).
В соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Воробьевой Т.В. на управление транспортными средствами.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление же мото- и автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьями 23, 25, 26, 28 и 31 ФЗ «О безопасности дорожного движения», с учетом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ административный истец просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Воробьевой Т.В., (дата) года рождения.
Представитель административного истца Чулкова Л.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика (по ордеру) адвокат Васильцова М.В. в судебном заседании не признала заявленные требования, полагая, что в настоящее время у Воробьевой Т.В. отсутсвует диагноз, запрещающий ей управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28 апреля 1993 года. Свою позицию мотивировала тем обстоятельством, что Воробьева Т.В. прошла лечение и в настоящее время выписана из психоневрологического учреждения. Дала пояснения по существу дела.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что является мужем Воробьевой Т.В., они вместе живут в зарегистрированном браке с 1979 года. За период совместной жизни характеризует свою супругу как импульсивную женщину, полагает, что психиатрических заболеваний Воробьева Т.В. не имеет, результаты экспертизы не соответствуют действительности, она управляет транспортным средством около 20 лет, нарушений ПДД не допускает.
Административный ответчик и представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 23 Федерального закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания по общим медицинским психиатрическим противопоказаниям, и них: хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителей медицинских противопоказаний.
Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами, подтвержденное соответствующим медицинским заключением, является одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру Советского района из Следственного отдела по Советскому району Г.Н.Новгорода СУ СК России по Нижегородской области потупили копии материалов уголовного дела №..., возбужденного (дата) по ст.№... УК РФ в отношении Воробьевой Т.В.
Согласно заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от (дата) №... проведенного отделением стационарных судебно-психиатрических экспертиз ГБУЗ Нижегородской области «Нижегородская психоневрологическая больница №1 им. П.П. Кащенко» в отношении подозреваемой по ст.319 УК РФ Воробьевой Татьяны Владимировны, (дата) г.р., Воробьева Т.В. обнаруживает признаки (марка обезличена).
Наличие указанного заболевания Воробьевой Т.В. подтверждается копиями медицинских карт ГБУЗ НО «Клиническая психиатрическая больница №1 г.Н.Новгорода» и ГБУЗ НО «Нижегородская областная психоневрологическая больница им. П.П. Кащенко».
Из материалов дела следует, что Воробьевой Т.В. (дата) выдано водительское удостоверение №... на право управления транспортными средствами, сроком действия до (дата).
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие у Воробьевой Т.В. хронического психического расстройства, препятствующего управлению транспортными средствами.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного представителем административного ответчика ходатайства о назначении повторной судебной психиатрической экспертизы, поскольку результат указанной экспертизы не имеет правового значения в рамках рассматриваемого административного дела в связи с наличием официальных сведений о наличии в настоящее время Воробьевой Т.В. хронического психиатрического заболевания. Кроме того, каких-либо доказательств, подвергающих сомнению правильность и обоснованность заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от (дата) №... суду не представлено. Суд учитывает, что эксперты перед проведением названной экспертизы предупреждены об уголовной ответственности, в связи с чем, оснований не доверять заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от (дата) №... у суда не имеется.
Доводы представителя административного ответчика Васильцовой М.А. о прохождении курса лечения Воробьевой Т.В. не опровергают наличие диагноза у Воробьевой Т.В.., препятствующего управлению транспортными средствами.
Показания свидетеля ФИО7, данные им в ходе судебного заседания, лишь положительно характеризуют административного ответчика и не опровергают диагноз и наличие психиатрического заболевания у административного ответчика.
С учетом изложенного, Воробьева Т.В. имеет диагноз, запрещающий ей управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28.04.1993 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 №486, от 31.07.1998 №866, от 21.07.2000 №546, от 08.05.2002 №302, от 23.09.2002 №695).
В соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Воробьевой Т.В. на управление транспортными средствами.
Реальная опасность причинения вреда при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Вместе с этим, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Прокурора Советского района г. Н.Новгорода к Воробьевой Татьяны Владимировны о прекращении действия права на управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить действие права Воробьевой Татьяны Владимировны, (дата) года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №... от (дата).
Взыскать с Воробьевой Татьяны Владимировны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Н.Новгорода.
Судья Д.С.Ежов