№ 12-1332/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 19 июля 2018 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» по доверенности Булгарова А.Р. на постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) Ларионова В.С. от 31 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»,
установил:
Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) №8-ПП/2018-1/11/84/30/27 от 31 мая 2018 года Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» по доверенности Булгаров А.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения ГУП «ЖКХ РС (Я)» к административной ответственности, дана неверная правовая оценка, в частности, плановая проверка проведена с нарушением сроков, установленных в распоряжении от 12.03.2018 года № 14/12-98-18-И; указанные в распоряжении филиалы ГУП «ЖКХ РС (Я)» отсутствовали в плане проверок на 2018 год; ГУП «ЖКХ РС (Я)» было уведомлено о начале проведения плановой проверки менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения; о проведении плановой проверки не была уведомлена Ассоциация региональное отраслевое объединение работодателей СРО «Союз строителей Якутии», членом которой является ГУП «ЖКХ РС (Я)».
В судебном заседании представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» по доверенности Булгаров А.Р. жалобу поддержал, указал на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в ГИТ в РС (Я) инспектор составил протокол и постановление в один день, постановление подписано главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в РС (Я) Ларионовым В.С., тогда как фактически протокол и постановление составляла Осодоева А.Т. Просит постановление отменить, жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в РС (Я) будучи надлежаще извещенными, не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в РС (Я).
Изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с частью 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ, оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Согласно части 6 статьи 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно статье 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, законодателем установлена определенная процедура привлечения к административной ответственности, которая, прежде всего, предполагает соблюдение прав привлекаемого к ответственности лица. Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжения №14/12-98-18-И от 12 марта 2018 г. Государственной инспекцией труда в РС (Я) в составе Васильевой А.Ф., Бородиной Е.В., Старостина В.А., Ивановой Т.В., Осодоевой А.Т., Слепцовой М.В., Федорова Н.В., проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)».
11 апреля 2018 года в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» составлен акт №14/12-98-18-И-1, согласно которому в ходе проверки были выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно ст.ст. 22, 76, 212, 213, 221, Трудового Кодекса Российской Федерации.
На основании акта было вынесено предписание №8-ПП/2018-1/11/84/30/1 от 11 апреля 2018 года, которым ГИТ в РС (Я) обязало ГУП «ЖКХ РС (Я)» в срок до 31 мая 2018 года устранить выявленные нарушения.
30 мая 2018 года в адрес ГУП «ЖКХ РС (Я)» Государственной инспекцией труда в РС (Я) направлено уведомление №10-202-18-ИСХ о явке 31 мая 2018 года для составления протокола об административном правонарушении с разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.
31 мая 2018 года в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» составлен протокол об административном правонарушении №8-ПП/2018-1/11/84/30/19 в присутствии представителя юридического лица, из которого следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 14 марта 2018 года по 11 апреля 2018 года в ГУП «ЖКХ РС (Я)» установлены следующие нарушения трудового законодательства РФ:
- в нарушение ч. 9 ст. 136 ТК РФ работодателем нарушен срок выплаты отпускных сумм следующим работникам: ___ приказом от 31.05.2017 года № 05/67к отпуск предоставлен с 20.06.2017 года по 09.09.2017 года, выплата отпускных произведена платежным поручением от 05.05.2017 года № 199; ___ приказом от 21.07.2017 года № 03/99к отпуск предоставлен с 31.07.2017 года по 29.08.2017 года, выплата отпускных произведена платежным поручением от 24.08.2017 года № 301; ___ приказом от 25.05.2017 года № 03/69к отпуск предоставлен с 25.06.2017 года по 29.08.2017 года, выплата отпускных произведена платежным поручением от 05.07.2017 года № 203;
- в нарушение ст. 136 ТК РФ Томпонским филиалом ГУП «ЖКХ РС (Я)» заработная плата работникам выплачивается один раз в месяц, а именно: за май 2017 года выплата произведена 05 июля 2017 года (платежные поручения от 05.05.217 года №№ 199, 203, 205), за июнь 2017 года – 27 июля 2017 года (платежные поручения от 27.07.2017 года №№ 254, 257, 259), за июль 2017 года - 24 августа 2017 года (платежные поручения от 24.08.2017 года №№ 301,304), за август 2017 года – 29 сентября 2017 года (платежное поручение от 29.09.2017 года № 368), за сентябрь 2017 года – 09 октября 2017 года (платежное поручение от 09.10.2017 года № 406), за октябрь 2017 года – 10 ноября 2017 года (платежное поручение от 10.11.2017 года № 461), за ноябрь 2017 года – 12 декабря 2017 года (платежное поручение от 12.12.2017 года № 533);
- в нарушение ст. 140 ТК РФ работодателем нарушены сроки выплаты окончательного расчета следующим работникам: ___ уволен с 20 октября 2017 года (приказ от 20.10.2017 года № 02/202/1к), однако выплата окончательного расчета произведена 10 ноября 2017 года (платежное поручение от 10.11.2017 года № 459);
- в нарушение ст. 147 ТК РФ, ___., принятому на должность начальника канализационных очистных сооружений с 01 марта 2003 года, установленная компенсация за работу во вредных условиях труда в размере 4% не производилась с 2013 года по настоящее время;
- в нарушение ст. 135 ТК РФ, месячные тарифные ставки работников Томпонского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» значительно меньше минимальных ставок, установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы от 08.12.2016 года.
31 мая 2018 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС (Я) Ларионовым В.С. вынесено постановление № 8-ПП/2018-1/11/84/30/27 о привлечении ГУП «ЖКХ РС (Я)» к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Как усматривается из представленных материалов, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом все фактически значимые обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами. Таким образом, оценив все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, государственный инспектор труда пришел к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и доказанности вины предприятия в совершении данного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены. Как усматривается, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие было извещено надлежащим образом
При рассмотрении дела должностным лицом присутствовал представитель предприятия Булгаров А.Р., действующий на основании доверенности, предоставляющей последнему право представлять интересы по всем делам об административных правонарушениях, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами (органами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, а также получать копии постановлений по делам об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно того, что при рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором были допущены многочисленные процессуальные нарушения, опровергаются материалами дела. Кроме этого, в ходе судебного заседания представитель привлекаемого лица факт выявленных нарушений не оспаривал, при составлении документов представитель присутствовал, процессуальные документы получены в сроки, предусмотренные законодательством.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение принято с учетом обстоятельств дела и поэтому оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Доводы жалобы не являются основаниями к отмене законного постановления, нарушений норм процессуального права не допущено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, суд не усматривает оснований для его отмены.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) Ларионова В.С. от 31 мая 2018 года № 8-ПП/2018-1/11/84/30/27 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» оставить без изменения, а жалобу представителя Булгарова А.Р. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный суд РС (Я) через Якутский городской суд РС (Я).
Судья: М.В. Макаров