Решение по делу № 8а-13768/2020 от 20.05.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88А-14784/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2020 года                                                                               город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Карякина Е.А.,

судей Габдуллина Р.Г., Сказочкина В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя руководителя Департамента градостроительства городского округа Самара Казанцева М.В. на решение Ленинского районного суда города Самары от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 февраля 2020 года по административному делу № 2а-5134/2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Самары Левыкина А.А. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании недействующим распоряжения от 7 июня 2017 года № Д05-01-06/10-0-0 «Об утверждении положения о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара».

Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А., объяснения представителя административного ответчика - Департамента градостроительства городского округа Самара по доверенности Кочергиной Л.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца – старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

заместитель прокурора города Самары Левыкин А.А. (далее – административный истец, прокурор) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением (впоследствии дополненным) к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее – административный ответчик, Департамент), в обоснование которого указал, что оспариваемым распоряжением утверждено Положение о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара (далее - Положение).

Положением предусматривается административная процедура для неопределённого круга лиц, с целью получения акта оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства, в случае отсутствия оснований для получения разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению прокурора, указанный нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: положениям статей 6, 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления), положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 года № 346 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения» (далее - Постановление Правительства № 346), Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (далее - Постановление Правительства № 403).

Прокурор полагал, что органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области не наделены полномочиями по нормативному регулированию правоотношений в сфере градостроительства, за исключением предусмотренных случаев.

Кроме того, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят неуполномоченным органом – Департаментом, тогда как уполномоченным на принятие нормативного правового акта органом в соответствии с Законом Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД) является представительный орган местного самоуправления.

Установленная оспариваемым Положением процедура по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и оформления по её результатам акта, в случаях отсутствия оснований для получения разрешения на строительство, региональным законом не предусмотрена, не отнесена к особенностям осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и не включена в перечень градостроительных процедур, установленных Постановлением Правительства № 346, Постановлением Правительства № 403.

Прокуратурой города Самары принесен протест на противоречащий федеральному и региональному законодательству нормативный правовой акт (оспариваемое распоряжение), по результатам рассмотрения протест отклонен ввиду того, что административная процедура, установленная уполномоченным органом местного самоуправления в рамках его компетенции, не относится к градостроительным процедурам и не регулирует правоотношения в сфере градостроительства, поименованные в статье 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не требует включения в исчерпывающие перечни процедур.

Вместе с тем, процедура выдачи разрешения на строительство включена в исчерпывающие перечни процедур, установленных Постановлением Правительства № 346 (пункт 55) и Постановлением Правительства № 403 (пункт 59).

Административный истец полагал, что утверждение исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства направлено на установление открытых, доступных процедур в строительной сфере. Отсутствие установленного порядка оценки изменений объекта капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство, не наделяет правом неуполномоченный на то орган по своему усмотрению устанавливать иную процедуру.

При таких обстоятельствах установленная вопреки требованиям закона процедура нарушает права неопределённого круг лиц, единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительной деятельности, принципы законодательства о градостроительной деятельности.

Прокурор просил суд: признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим распоряжение Департамента от 7 июня 2017 года № Д05-01-06/10-0-0 «Об утверждении положения о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара».

Решением Ленинского районного суда города Самары от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 февраля 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора города Самары Левыкина А.А.

В кассационной жалобе, поданной 7 мая 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель административного ответчика Казанцев М.В. просит отменить вышеназванные судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора.

В обоснование кассационной жалобы указано, что суды на основе неверного толкования норм материального права пришли к ошибочному выводу о том, что поскольку оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства, осуществляемая Департаментом, не отнесена к особенностям осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и не включена в перечень градостроительных процедур, то ее проведение Департаментом является неправомерным.

Податель жалобы полагает, что процедуры из перечней, установленных Постановлением Правительства № 346, а также статьей 3.2 Закона Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД осуществляются заявителем исключительно до осуществления им строительных мероприятий. Таким образом, примененные судами нормативные правовые акты регулируют вопросы в иной сфере общественных отношений, а именно: исполнение заявителями процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности до осуществления ими строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Однако оспариваемое распоряжение Департамента регулирует общественные отношения, возникшие после выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства, то есть оно не регулирует отношения, возникающие в связи с архитектурно-строительным проектированием и выдачей разрешения на строительство (реконструкцию). В связи с этим оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства не может рассматриваться как процедура, подлежащая включению в Перечень.

По мнению подателя жалобы, суды обеих инстанций сделали неверный вывод о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по нормативному регулированию правоотношений в сфере градостроительства, за исключением предусмотренных случаев. Так, согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» на Департамент возложено полномочие по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (подпункт 12 пункта 1), указанное полномочие не оспорено. Учитывая возложение Администрацией городского округа Самара на Департамент означенного полномочия, Департаментом на законных основаниях было принято оспариваемое распоряжение.

Согласно подпункту «л» пункта 7 статьи 28 Устава городского округа Самара руководитель Департамента издает приказы и распоряжения во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения, распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента.

Из административного искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, однако административный истец не представил доказательств того, что оспариваемое распоряжение нарушает чьи-либо права, а необходимость его обращения в суд вызвана защитой охраняемых законом интересов общества и государства.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Заместителем прокурора города Самары Левыкиным А.А. представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав участников, огласив представленный отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.

Из материалов административного дела следует, что оспариваемым распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-0-0 утверждено Положение о порядке проведения оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешёФИО2 строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа Самара. Распоряжение официально опубликовано в выпуске (5823) печатного издания «Самарская Газета» от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в силу со дня официального опубликования.

Под оценкой выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства для целей настоящего Положения понимается оценка соответствия выполненных строительных мероприятий требованиям пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).

Проведение оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства осуществляется Комиссией по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства в течение 30 дней со дня поступления заявления на основании распоряжения Департамента, подготавливаемого уполномоченным структурным подразделением Департамента в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления в Департамент по форме согласно приложению к Положению. По результатам проведенной оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства Комиссией по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства составляется Акт оценки выполненных строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства по форме согласно приложению к Положению (пункты 3.1, 3.2 Положения).

В силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Согласно частям 2-3 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учётом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. Установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в пункте 7.4 части 1 настоящей статьи, обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации согласно пункту 7.4 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), а также порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения закреплён Постановлением Правительства № 346, исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства закреплён Постановлением Правительства № 403.

Частью 5 статьи 3.2 Закона Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» установлены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований в Самарской области, в случае их установления, а также порядков их проведения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования: согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части; проведение контрольно-геодезической съемки и передачи исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления; предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений; согласование проведения работ в технических и охранных зонах; выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности определен частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в числе прочего относится: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа в числе прочего относится: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Разрешая заявленные прокурором административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области не наделены полномочиями по нормативному регулированию правоотношений в сфере градостроительства, за исключением предусмотренных случаев. Установленная Положением процедура по даче оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и оформления по её результатам акта, в случаях отсутствия оснований для получения разрешения на строительства, региональным законом не предусмотрена. Такая оценка не отнесена к особенностям осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и не включена в перечень градостроительных процедур, установленных Постановлением Правительства № 346, Постановлением Правительства № 403.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что Департамент наделил себя не предусмотренными законом полномочиями по нормативному регулированию правоотношений в сфере строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства, которые не включены в перечень градостроительных процедур, а установленная им процедура нарушает права неопределённого круга лиц, единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительной деятельности, принципы законодательства о градостроительной деятельности.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое распоряжение является действующим в отношении неопределенного круга лиц нормативным правовым актом органа местного самоуправления (актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами), что исключает довод административного ответчика о пропуске прокурором срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

Вместе с тем судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с остальными вышеприведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку находит их ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права.

Судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка следующему.

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены: выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 18 октября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Процедура выдачи разрешения на строительство включена в исчерпывающие перечни процедур, связанных с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения, а также в сфере жилищного строительства, установленных Постановлением Правительства № 346 (пункт 55), Постановлением Правительства № 403 (пункт 59).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Вышеуказанным нормативным положениям корреспондируют установленные пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара полномочия Департамента, который: осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности; осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 17 декабря 2010 года № 1762 «О конкретизации полномочий Департамента градостроительства городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» на Департамент возложено полномочие по оценке выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (подпункт 12 пункта 1). Указанные полномочия Департамента в судебном порядке не оспорены, являются действительными.

Согласно подпункту «л» пункта 7 статьи 28 Устава городского округа Самара руководитель Департамента издает приказы и распоряжения во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения, распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента.

Изложенное позволяет суду кассационной инстанции прийти к выводу о том, что Департамент, обладая полномочиями на: выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачу рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, не лишен полномочия по проведению оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на территории городского округа с целью решения вопроса о том, требуется или не требуется выдача разрешения на строительство (реконструкцию) в отношении уже выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей.

Отсутствие означенной процедуры оценки выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей как самостоятельной в перечне процедур, связанных с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения, а также в сфере жилищного строительства, установленных Постановлением Правительства № 346 (пункт 55), Постановлением Правительства № 403 (пункт 59), не может рассматриваться как несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку оценка выполненных строительных мероприятий изменения объектов капитального строительства и (или) их частей осуществляется в рамках процедуры предоставления разрешения на строительство, что по мнению суда кассационной инстанции исключает дополнительное указание в вышеозначенном перечне процедур такой оценки в качестве самостоятельной процедуры, связанной с осуществлением строительства, реконструкции.

Кроме того, в силу отсутствия соответствующих указаний об этом, не является исчерпывающим установленный частью 5 статьи 3.2 Закона Самарской области от 12 июля 2006 года № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» перечень процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований в Самарской области, в случае их установления, а также порядков их проведения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия Департамента на принятие оспариваемого распоряжения, его форму и вид, соблюдена процедура принятия оспариваемого распоряжения, правила введения его в действие. Оспариваемое распоряжение не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подано административное исковое заявление.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года                                     № 23 «О судебном решении»).

Таким образом, допущенное судами обеих инстанций неправильное применение норм материального права привело к принятию неправильного судебного акта.

Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции, установив допущенную судами ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, по делу принять новое решение об оставлении без удовлетворения административных исковых требований прокурора.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Самары от 13 ноября 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 февраля 2020 года отменить.

По административному делу № 2а-5134/2019 принять новое решение, которым административные исковые требования прокурора города Самары к Департаменту градостроительства городского округа Самара оставить без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 августа 2020 года.

Председательствующий:

Судьи:

8а-13768/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО c вынесением нового решения
Истцы
Заместитель прокурора города Самары
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Администрация г.о Самара
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Карякин Евгений Александрович
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
25.06.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее