Дело № 5-253/2020
Постановление
по делу об административном правонарушении
р.п. Новониколаевский 19 октября 2020 года
Федеральный судья Новониколаевского районного суда Волгоградской области Королев М.А., рассмотрел материалы административного дела в отношении Семеновой Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, гражданки <данные изъяты>, работающей, состоящей в браке, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Установил:
10 сентября 2020 года в Новониколаевский районный суд поступил протокол по делу об административном правонарушении в отношении Семеновой Елены Владимировны, привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному начальником отдела по делам ГО И ЧС администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Локтионовым И.Ю., 31 августа 2020 года в 10 часов 20 минут Семенова Е.В. при исполнении служебных обязанностей находилась в офисе магазина ООО <данные изъяты>» по улице <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Согласно составленному протоколу, указанным бездействием Семенова Е.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К протоколу об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол, приложен рапорт УУП ОМВД России по Новониколаевскому району Морозова С.Н. о выявлении Семеновой Е.В. без средств индивидуальной защиты и письменные объяснения лица, в отношении которой составлен протокол об обстоятельствах правонарушения.
В судебном заседании должностное лицо Локтионов И.Ю. содержание протокола по делу об административном правонарушении поддержал и пояснил, что на момент проверки Семенова Е.В. находилась на рабочем месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Процессуальные права в ходе составления протокола Семеновой Е.В. он не разъяснял, только разъяснил, что она может не подписывать протокол и не свидетельствовать против себя. С процессуальными права Семенова Е.В. ознакомилась, так как они перечислены в протоколе, содержание которого она прочитала.
В судебном заседании Семенова Е.В. вину в совершении правонарушения не признала, так как в течение рабочего дня находилась на работе в маске. На момент посещения комиссией ООО «<данные изъяты> она была вынуждена поменять маску из-за длительного использования, что было видно членам комиссии в момент их нахождения в торговом зале, однако, на момент посещения непосредственно офиса организации она находилась в маске. Кроме того, при составлении протокола должностное лицо Локтионов И.Ю. не сообщил свои данные, не разъяснил ей процессуальные права, в том числе право на защиту.
В силу п.2 ч.1, п.1 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.
Из положений п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Суд считает, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Семеновой Е.В., привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях следует вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе. При этом такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении с целью обеспечения ему возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Основным условием законности составления протокола по делу об административном правонарушении является надлежащее разъяснение лицу, привлекаемому к административной ответственности его процессуальных прав.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании должностное лицо Локтионов И.Ю. не отрицает, что не разъяснял Семеновой Е.В. полноценно процессуальные права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действующее законодательство возлагает именно на должностное лицо составляющее протокол об административном правонарушении разъяснить процессуальные права лицу, привлекаемому к административной ответственности, что подразумевает их понимание таким лицом с целью дальнейшей реализации.
В связи с этим, самостоятельное прочтение Семеновой Е.В. содержание процессуальных прав в протоколе об административном правонарушении не свидетельствует о разъяснении процессуальных прав должностным лицом.
Кроме того, протокол об административном правонарушении содержит запись Семеновой Е.В. о том, что права и обязанности ей не разъяснялись.
Изложенное свидетельствует о том, что Семенова Е.В. не была осведомлена об объёме предоставленных ей процессуальных прав, что повлекло нарушение её права на защиту.
Указанные нарушения выявить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не представлялось возможным.
Поскольку допущенное процессуальное нарушение является неустранимым, протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ следует признать недопустимым доказательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что судом протокол об административном правонарушении в отношении Семеновой Е.В. признан недопустимым доказательством, в её деянии состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ не установлен.
Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Семеновой Е.В. допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании ч.1 ст.20.6.1., ст.ст.29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Семеновой Елены Владимировны, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: