УИД 16RS0049-01-2023-011748-91
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6976/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 октября 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А, рассмотрев жалобу защитника Васильева А.В., действующего на основании доверенности в интересах Атажановой Замиры Розумбай кизи, на вступившие в законную силу постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года, вынесенные в отношении гражданки Республики Узбекистан Атажановой Замиры Розумбай кизи (далее – Атажанова З.Р.к.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 декабря 2023 года гражданка Республики Узбекистан Атажанова З.Р.к. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 декабря 2023 года изменено, определен порядок исполнения назначенного Атажановой З.Р.к. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Татарстан в городе Набережные Челны.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Васильев А.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Атажановой З.Р.к. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданстве административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При этом примечанием к статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ определено, что срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу положений 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания; учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела усматривается, что 11 декабря 2023 года в 17 часов 00 минут по адресу: Республики Татарстан, город Казань, улица Чистопольская, дом 19А, при проверке документов установлен факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации гражданкой Республики Узбекистан Атажановой З.Р.к., выразившийся в нарушении правил миграционного учета, так как 24 августа 2023 года Атажанова З.Р. въехала на территорию Российской Федерации с целью визита «работа», с 23 ноября 2023 года по 21 февраля 2024 года поставлена на миграционный учет по адресу: <адрес>, однако, фактически с момента прибытия на территорию Российской Федерации и до 11 декабря 2023 года проживала по адресу: <адрес>, без постановки на миграционный учет, тем самым нарушив требования Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Ранее, постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 6 «Савиново» УМВД России по городу Казани от 15 марта 2023 года № 8600478 Атажанова З.Р.к. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу 26 марта 2023 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от 11 декабря 2023 года № 8801508 (л.д. 3); протоколом о доставлении от 11 декабря 2023 года № 1727 (л.д. 4); протоколом об административном задержании от 11 декабря 2023 года № 1727 (л.д. 5); рапортом сотрудника полиции (л.д. 6); письменными объяснениями Атажановой З.Р.к. (л.д. 7); (л.д. 2); данными ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 8-12); копией патента (л.д. 14); копиями паспорта и миграционной карты Атажановой З.Р.к. (л.д. 15); копией вступившего в законную силу постановления от 15 марта 2023 года № 8600478 (л.д. 23); и иными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Атажановой З.Р.к. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Татарстан в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту Атажановой З.Р.к., не владеющей русским языком, переводчик был предоставлен только 12 декабря 2023 года, аналогичны доводам, заявленным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, являлись предметом проверки судьи вышестоящей инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении, и не свидетельствует о незаконности вынесенных постановлений.
Как следует из представленных материалов дела, при составлении 11 декабря 2023 года в 19.00 часов протокола об административном правонарушении Атажанова З.Р.к. указала, что русским языком не владеет, нуждается в услугах переводчика. Постановлением начальника ОП № 17 «Ямашевский» УМВД России по городу Казани по данному делу был назначен переводчик ФИО6 с узбекского языка на русский язык и с русского языка на узбекский язык (л.д. 17, 18), переводчиком выполнен перевод протокола об административном правонарушении от 11 декабря 2023 года № 8801508 и в тот же день Атажанова З.Р.к. была с ним ознакомлена, каких-либо замечаний на протокол об административном правонарушении не представила (л.д. 19 - 20), дело в районном суде рассмотрено с участием переводчика Холмирзаева М.О.
В дальнейшем, при рассмотрении жалобы Атажановой З.Р.к. в верховном суде, Атажанова З.Р.к. собственноручно в своей расписке указала, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается (л.д. 57), при изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу, что право на защиту Атажановой З.Р.к. при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушено, реализовано по своему усмотрению.
Вопреки доводам жалобы, судом обоснованно назначено наказание Атажановой З.Р.к. в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Выводы судов о действительной необходимости назначения последней административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в полной мере мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности.
Атажанова З.Р.к. была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что проживала без постановки на миграционный учет. Она знала о последствиях неисполнения в последующем требований миграционного законодательства, однако повторно в течение одного года нарушила требования закона.
Наличие у Атажановой З.Р.к. в период с 2021 года по 2023 годы патента, на что заявитель ссылается в своей жалобе, не может поставить под сомнение выводы предыдущих судебных инстанций о необходимости назначения иностранному гражданину дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Использование такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как помещение Атажановой З.Р.к. в специализированное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан, предусмотренное Федеральным законом № 115-ФЗ, осуществлено в соответствии требованиями части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применено судьей верховного суда с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности, в целях исполнения назначенного иностранному гражданину административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок привлечения Атажановой З.Р.к. к административной ответственности не нарушен.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 декабря 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17 января 2024 года, вынесенные в отношении Атажановой Замиры Розумбай кизи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Васильева А.В. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова