Решение по делу № 2-72/2015 от 11.03.2015

Дело № 2-72/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2015 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием представителя заявителя Забара И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя ответчика – Администрации с. Ванавара Черновой А.С., действующей на основании доверенности от 20.01.2015 г.,

при секретаре судебного заседания Дроздовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края гражданское дело № 2-72/2015 по жалобе (заявлению) Усольцевой <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации села Ванавара и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

11.03.2015 г. Усольцева М.Р. обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с жалобой (заявлением) о признании незаконным бездействия Администрации села Ванавара и возложении обязанностей, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Усольцевой М.Р. на праве собственности принадлежало жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение для Усольцевой М.Р. и членов его семьи являлось единственным.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в доме по <адрес> произошел пожар, который полностью уничтожил жилое помещение. По факту пожара в возбуждении уголовного дела было отказано. После пожара заявитель неоднократно обращалась в Администрацию с. Ванавара с просьбой предоставить по договору социального найма жилое помещение.

Администрацией с. Ванавара был дан отказ в признании малоимущей и предоставлении жилого помещения, по причине превышения порога совокупного дохода. Превышение дохода было допущено из-за того, что на взгляд Администрации с. Ванавара земельный участок заявителя имел стоимость не менее <данные изъяты> руб. и его стоимость была учтена при определении размера дохода заявителя и членов его семьи. 01.04.2013 г. в адрес Усольцевой М.Р. была направлена выписка из протокола заседания жилищной комиссии.

Усольцева М.Р. была вынуждена обратиться за юридической помощью. В Администрацию с. Ванавара было подготовлено заявление о признании сгоревшего дома не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, принятии Усольцевой М.Р. на учет и предоставлении ей с составом семьи 3 человека изолированного жилого помещения площадью не ниже установленной нормы.

28.03.2014 г. Администрация с. Ванавара отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на не предоставление полного пакета документов.

Было подготовлено заявление от 04.04.2014 г., в котором Усольцева М.Р. повторно адресовала Администрации с. Ванавара свои просьбы. Ответом от 13.05.2014 г. заявителю вновь было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость быть признанной малоимущей.

17.09.2014 г. в Администрацию с. Ванавара вновь было подано заявление с указанием на просьбу о признании малоимущей. К заявлению в качестве вынужденной меры был приложен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого стоимость остатков сгоревшего недвижимого имущества Усольцевой М.Р. составляет не <данные изъяты> руб., как полагала Администрация с. Ванавара, а <данные изъяты> руб.

За услуги оценщика заявитель была вынуждена оплатить <данные изъяты> рублей, поскольку Администрация с. Ванавара по своей инициативе не желала разобраться в ситуации и реально оценить стоимость имущества заявителя.

01.10.2014 г. в ответе за № 1029 Администрация с. Ванавара повторно отказала Усольцевой М.Р. в рассмотрении ее просьб, ссылаясь на необходимость предоставления заключения проектно-изыскательной организации, тогда как предоставление такого заключения не являлось обязанностью заявителя в силу закона.

29.10.2014 г. заявитель еще раз обратилась с заявлением в Администрацию с. Ванавара, в котором со ссылками на нормы материального права объяснила, что не обязана предоставлять дополнительные документы на усмотрение Администрации с. Ванавара, просила разрешить возникшую ситуацию.

15.01.2015 г. вопрос Усольцевой М.Р. был частично разрешен – она признана малоимущей с составом семьи 3 человека, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

Вместе с тем, Администрацией с. Ванавара не был решен вопрос о предоставлении заявителю с составом семьи 3 человека изолированного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы.

Указанное бездействие заявитель считает незаконным, обращаясь с настоящей жалобой в суд, просит: признать незаконным бездействие Администрации села Ванавара, выразившееся в не решении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес> не пригодным для проживания, не предоставлении заявителю с составом семьи три человека изолированного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы. Возложить на Администрацию с. Ванавара обязанность устранить допущенные нарушения, а именно – признать жилое помещение заявителя не пригодным для проживания, предоставить заявителю с составом семьи 3 человека изолированное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы.

Взыскать с Администрации села Ванавара в пользу Усольцевой <данные изъяты> судебные расходы: на оплату услуг оценщика – <данные изъяты> рублей, на оплату услуг представителя – <данные изъяты> рублей, на оплату государственной пошлины – <данные изъяты> рублей, на оплату авиабилетов и проживания представителя – <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель Усольцевой М.Р. - Забара И.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., уточнил требования, в части взыскания судебных расходов и просил суд: взыскать с Администрации села Ванавара в пользу Усольцевой <данные изъяты> судебные расходы:

- на оплату услуг оценщика в сумме <данные изъяты> рублей;

- на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей;

- на оплату авиабилетов представителя <данные изъяты> рублей;

- на оплату проживания представителя <данные изъяты> рублей;

- на оплату расходов по удостоверению полномочий представителя <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика Администрации с. Ванавара - Черновой А.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявления (жалобы) отказать. В обоснование своей позиции сослалась на следующие обстоятельства.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Следовательно, Администрация села Ванавара не обязана принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Действительно, заявитель неоднократно обращалась в Администрацию села Ванавара с заявлением о постановке ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, и ей неоднократно давались письменные разъяснения о том, что для предоставления муниципальной услуги ей необходимо предоставить заявление по установленной форме и пакет документов, установленный Административным регламентом «Прием заявлений, документов, а также постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным Постановлением администрации с. Ванавара № 45-п от 17.02.2014 г. Но вместо того чтобы написать заявление по установленной форме о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, заявитель вновь подавала заявление с требованием о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Жилищная комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004г., Законом Красноярского края №19-4833 от 20.06.2006 г. «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края», Законом Красноярского края от 23.05.2006 г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», Административными регламентами по предоставлению муниципальных услуг, и документы которые запрашивали специалисты Администрации у заявителя были необходимы для предоставления муниципальной услуги.

В декабре 2014 года заявителем был предоставлен полный пакет документов. Распоряжением Администрации села Ванавара № 507-р от 17.12.2014 года Усольцева М.Р. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма с составом семьи 3 человека. 15 января 2015 года заявитель была уведомлена о вышеизложенном.

В настоящее время в муниципальном жилищном фонде отсутствует свободное жилье, которое можно было бы предоставить заявителю на условиях социального найма.

16.02.2015 года исх. №213 заявителю предложена 2-х комнатная благоустроенная
квартира маневренного фонда общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В связи с указанными доводами Администрация с. Ванавара просила суд в удовлетворении заявленных требований Усольцевой М.Р. отказать.

По мнению представителя Администрации с. Ванавара, со стороны Администрации с. Ванавара бездействия не было. Заявитель долгое время занималась ненужной перепиской, поэтому вопрос о признании её малоимущей и нуждающейся в жилом помещении долго не разрешался.

Бездействие – это неисполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления; должностными лицами, государственными или муниципальными служащими обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно Закона Красноярского края №18-4751 от 23.05.2006 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории
края», административного регламента «Прием заявлений, документов, а также постановки
граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного
Постановлением №45-п от 17.02.2014 года для получения муниципальной услуги по
принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, заявитель должен написать заявление по установленной
форме о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по
договору социального найма, с приложением комплекта документов, установленного
административным регламентом. Заявитель должен представить копии документов с
одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их
соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы. После принятия
документов заявителю выдается расписка в принятии соответствующих документов.

Заявителем было написано три заявления (от 24.03.2014, от 04.04.2014
(без подписи заявителя), от 17.09.2014 года). Все заявления написаны не по установленной форме, ко всем заявлениям не приложен полный пакет документов, все заявления поданы не специалисту оказывающему муниципальную услугу, а секретарю Администрации села Ванавара. На все заявления заявителю в установленные законом сроки даны ответы с описанием всей процедуры признания малоимущим и нуждающимся, с указанием на перечень необходимых документов, хотя Администрация села Ванавара могла давать ответ с одной лишь ссылкой на п. «б» раздела 8 Административного регламента «отсутствие или не полный перечень документов, указанных в п.1.01 настоящего Административного регламента».

В настоящее время заявитель признана нуждающейся в жилом помещении,
предоставляемом по договорам социального найма, но свободное социальное жилье в
муниципальной собственности отсутствует. Поэтому Администрация с. Ванавара не может в первоочередном порядке предоставить жилье Усольцевой М.Р., так как она не является единственным нуждающимся в социальном жилье из числа «погорельцев», кто стоит в очереди на предоставление жилья по договору социального найма. Предоставление жилья Усольцевой М.Р. вне очереди, по мнению Администрации с. Ванавара, будет незаконным, так как автоматически будут нарушены права граждан, ранее признанных нуждающимися.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.    

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из ч. 1 ст. 17 Конституции РФ следует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае это Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ЖК РФ, Уставом муниципального образования и др.).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 3, 5, 8 ст. 14 ЖК РФ относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно п. 6 ч. 1 ст. 14 указывает на то, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 7 Устава сельского поселения «Село Ванавара» к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

С учетом положений международно-правовых актов в ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).

Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1).

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законам предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П, такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В этом же определении от 05.03.2009 г. № 376-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не исключает возможности предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке малоимущим гражданам, лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Анализ ст. 57 ЖК РФ показал, что в ней не ставится право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Предоставление жилых помещений вне очереди вообще не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнении данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановлением от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Пунктом 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 № 494, от 08.04.2013 № 311) установлено, что:

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Как следует из п. 2 ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края»:

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете:

1) паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета;

2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном законом края;

4) выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);

5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:

б) гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилое помещение.

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в случаях, установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, представляют:

1) проживающие в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, - решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания.

Как установлено в судебном заседании, Усольцевой <данные изъяты> (ранее - Усольцевой <данные изъяты>) на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м инв. № <данные изъяты> по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Согласно справке территориального подразделения ГПН (по ЭМР) ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 27.02.2013 № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в 00 ч. 30 минут произошел пожар в одноэтажном частном жилом доме по адресу с. Ванавара ул. Кулика 2, принадлежащем по праву собственности согласно представленных документов Усольцевой <данные изъяты>. В результате пожара огнем полностью уничтожены чердачное помещение, кровля по всей площади дома, кухня, туалетная комната, коридор, а также находившееся в доме имущество. От горения пострадали все оставшиеся в доме комнаты.

Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.07.2012 г. установлено, что в результате пожара человеческих жертв и иных тяжких последствий нет. Материальный ущерб третьим лицам не причинен, а причинен только гражданке Усольцевой М.Р. для недвижимости в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается документацией об оценочной стоимости дома и <данные изъяты> рублей для уничтоженного в результате пожара личного имущества без документарного подтверждения. Факт поджога не усматривается. В связи с отсутствием события преступления в возбуждении уголовного дела по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> отказано.

Согласно акту обследования помещения, многоквартирного дома от 12.05.2014 г., проведенного межведомственной комиссией по заявлению Усольцевой М.Р. от 15.04.2014 г., установлено, квартира после пожара. Последствия пожара – чердачное перекрытие, наружные и внутренние стены, оконные и дверные проемы, кровля по всей площади дома, полы полностью уничтожены огнем. Согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования помещения собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> необходимо предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, для признания помещения непригодным для проживания.

Между тем, в соответствии с п. 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Согласно пункту 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Учитывая вышеназванные нормы права, суд признает необоснованным заключение межведомственной комиссии от 12.05.2014 г. о представлении Усольцевой М.Р. заключения проектно-изыскательской организации, так как комиссия должна была рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания с позиции п. 38 Положения. В данном случае признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения, состоящего из земельного участка и жилого дома, поврежденного огнем, расположенного по адресу: <данные изъяты> <адрес> по состоянию на 29.08.2014 г. жилой дом имеет износ, вследствие повреждения пожаром, 100%- непригоден к восстановлению. Стоимость жилого дома составляет 0 рублей. Всего: стоимость домовладения, состоящего из земельного участка и жилого дома, поврежденного огнем, расположенного по адресу: Россия, <адрес> подсчитанная сравнительным подходом составила <данные изъяты> рубля.

Согласно распоряжению Администрации с. Ванавара № 07/1-р от 15.01.2015 г. Усольцева М.Р. признана малоимущей в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 г. № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» с составом семьи 3 человека. Этим же распоряжением Усольцева М.Р. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма с составом семьи 3 человека в соответствии с Законом Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Усольцевой М.Р. был предоставлен в Администрацию с. Ванавара полный пакет документов, достаточный для признания сгоревшего помещения непригодным для проживания, однако в распоряжении от 15.01.2015 г. данный вопрос решен не был.

Не смотря на наличие законных оснований, заявителю до сих пор не предоставлено помещение по договору социального найма, что является незаконным.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Администрацией с. Ванавара нарушены права и интересы заявителя при постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ввиду чего, защита данных прав и интересов возможна только в судебном порядке.

Учитывая все исследованные по делу обстоятельства, суд признает жалобу (заявление) Усольцевой М.Р. обоснованной и, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, удовлетворяет заявление.

Также в силу требований ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного, суд признает незаконным бездействие Администрации села Ванавара, выразившееся в не решении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес> не пригодным для проживания, не предоставлении заявителю с составом семьи три человека изолированного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы, в связи с чем, возлагает на Администрацию с. Ванавара обязанность устранить допущенные нарушения, а именно:

- признать жилой дом, назначение: жилое, расположенный по адресу: Россия, <адрес> не пригодным для проживания;

- предоставить Усольцевой <данные изъяты> с составом семьи три человека изолированное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы вне очереди.

Разрешая в судебном заседании вопрос о судебных издержках, суд пришел к следующему.

В части взыскания судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, суд установил, что, по общему правилу, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.

Как указано в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением.

С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

Следовательно, с Администрации с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края в пользу Усольцевой М.Р. надлежит взыскать понесенные по делу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Кроме того, в пользу Усольцевой М.Р. с Администрации с. Ванавара подлежат взысканию расходы на оплату услуг оценщика в сумме <данные изъяты> рублей; за выдачу нотариальной доверенности на представление интересов заявителя в суде в сумме <данные изъяты> рублей, на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе: транспортные расходы представителя, что подтверждается стоимостью авиабилетов в сумме <данные изъяты> рублей, оплату за проживание представителя – <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей – стоимость оказанных юридических услуг. При этом определяя подлежащую к взысканию сумму представительских услуг, суд руководствовался внутренним убеждением и принципами соразмерности и разумности.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу (заявление) Усольцевой <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации села Ванавара и возложении обязанностей удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации села Ванавара, выразившееся в не решении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес> не пригодным для проживания, не предоставлении заявителю с составом семьи три человека изолированного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы.

Возложить на Администрацию с. Ванавара обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения, а именно:

- признать жилой дом, назначение: жилое, расположенный по адресу: Россия, <адрес> не пригодным для проживания;

- предоставить Усольцевой <данные изъяты> с составом семьи три человека изолированное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы вне очереди.

Взыскать с Администрации села Ванавара в пользу Усольцевой <данные изъяты> судебные расходы: на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей; на оплату услуг оценщика в сумме <данные изъяты> рублей; за выдачу нотариальной доверенности на представление интересов заявителя в суде в сумме <данные изъяты> рублей, на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении оставшейся части требований заявителю – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья подпись Е.П. Кирпиченко

2-72/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усольцева М.Р.
Ответчики
Администрация села Ванавара
Суд
Хатангский районный суд Красноярского края
Дело на сайте суда
tungusso-chunsky.tur.sudrf.ru
11.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2015Передача материалов судье
11.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2015Предварительное судебное заседание
03.04.2015Судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
11.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2015Дело оформлено
06.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее