Решение по делу № 2-2689/2024 от 26.06.2024

Гражданское дело № 2-2689/2024

УИД-09RS0001-01-2022-002044-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 г. г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шебзуховой М.М.,

при секретаре судебного заседания Кочкарове А.Б.,

представителя ответчика Министерства по делам молодежи – Токбаевой А.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда исковое заявление Каитовой Рахимы Хамидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству по делам молодежи КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты,

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

УСТАНОВИЛ:

Каитова Р.Х. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратилась в Черкесский городской суда КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты.

В судебном заседании от 16 октября 2023 года по письменному ходатайству представителя истца произведена замена ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.

В обоснование доводов исковых требований Каитова Р.Х. сослалась на то, что её семья в составе из 5-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года .

Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата.

Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье не предоставлена.

В целях внесудебного урегулирования данного вопроса Каитовой Р.Х. в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью Каитовых в составе 5-х человек в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований Каитовой Р.Х., указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

Каитова в иске указывает, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты её семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за ее семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.

В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Протокольным определением суда произведена замена ответчика Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в порядке процессуального правопреемства на Министерство по делам молодежи КЧР и принято к производству заявление истцов в порядке ст. 39 ГПК РФ в котором просит суд обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Каитову Рахиму Хамидовну, Хасанова Руслана Халитовича, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязать предоставить социальную выплату.

Истец в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, извещена надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения.

Представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, извещена надлежащим образом.

Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры для реализации участниками процесса своих прав, учитывая, что все участники процесса извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, информация о времени и месте судебного заседания по каждому гражданскому делу, назначенному для рассмотрения в апелляционном порядке, размещена на официальном сайте суда и участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч.1 и 2 ст.40).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с п.24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также – Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с п.27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно п.28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016г. N338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. N364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018г.", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г. N34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с п.3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).

Как следует из п. 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738 – О - О и от 15 января 2015 года № 3-О).

Молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (подп."б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (под."в").

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов в составе из 5-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 652.

Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата.

Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье не предоставлена.

В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью Каитовой в составе пятерых человек в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований Каитовой Р.Х., указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. Каитова в иске указывает, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты её семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за ее семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.

В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Правила) право молодой семьи -участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено.

Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

В случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы:

а) договор банковского счета;

б) копия договора жилищного кредита;

в) копия договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство при незавершенном строительстве жилого дома - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил;

Также в силу прямого указания пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 и пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 № 34, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, истец Каитова Рахима Хамидовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году достигла возраста 35 лет, а член ее семьи Хасанов Руслан Халитович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году достиг возраста 39 лет.

В связи с тем, что семья Каитовой из списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не была исключена, свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 665 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства было выдано.

Однако в соответствии с пунктом 27 Правил истцы соответствовать требованиям, установленным для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не могли.

Факт выдачи семье Каитовой свидетельства о праве на получение социальной выплаты не влечет безусловного возникновения права на ее получение, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, в том числе и на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, исковые требования Каитовой Р.Х., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Каитовой Рахимы Хамидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству по делам молодежи КЧР об обязании включить Хасанова Руслана Халитовича, Каитовой Рахимы Хамидовны, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязании предоставить социальную выплату – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики М.М. Шебзухова

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024 г.

Гражданское дело № 2-2689/2024

УИД-09RS0001-01-2022-002044-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 г. г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шебзуховой М.М.,

при секретаре судебного заседания Кочкарове А.Б.,

представителя ответчика Министерства по делам молодежи – Токбаевой А.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда исковое заявление Каитовой Рахимы Хамидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству по делам молодежи КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты,

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

УСТАНОВИЛ:

Каитова Р.Х. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратилась в Черкесский городской суда КЧР с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты.

В судебном заседании от 16 октября 2023 года по письменному ходатайству представителя истца произведена замена ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.

В обоснование доводов исковых требований Каитова Р.Х. сослалась на то, что её семья в составе из 5-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года .

Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата.

Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье не предоставлена.

В целях внесудебного урегулирования данного вопроса Каитовой Р.Х. в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью Каитовых в составе 5-х человек в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований Каитовой Р.Х., указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным.

Каитова в иске указывает, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты её семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за ее семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.

В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Протокольным определением суда произведена замена ответчика Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в порядке процессуального правопреемства на Министерство по делам молодежи КЧР и принято к производству заявление истцов в порядке ст. 39 ГПК РФ в котором просит суд обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Каитову Рахиму Хамидовну, Хасанова Руслана Халитовича, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязать предоставить социальную выплату.

Истец в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, извещена надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства по делам молодежи в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения.

Представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила, извещена надлежащим образом.

Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры для реализации участниками процесса своих прав, учитывая, что все участники процесса извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, информация о времени и месте судебного заседания по каждому гражданскому делу, назначенному для рассмотрения в апелляционном порядке, размещена на официальном сайте суда и участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч.1 и 2 ст.40).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с п.24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также – Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с п.27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно п.28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016г. N338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. N364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018г.", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

С 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019г. N34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с п.3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).

Как следует из п. 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738 – О - О и от 15 января 2015 года № 3-О).

Молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (подп."б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (под."в").

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов в составе из 5-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 652.

Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата.

Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье не предоставлена.

В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление в котором содержались адресованные ответчику требования: 1) включить семью Каитовой в составе пятерых человек в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики следует, что Министерство отказало в удовлетворении требований Каитовой Р.Х., указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья не представляется возможным. Каитова в иске указывает, что на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты её семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на социальную выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за ее семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в свидетельстве. Данное право никем не оспорено.

В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее- Правила) право молодой семьи -участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено.

Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

В случае использования социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы:

а) договор банковского счета;

б) копия договора жилищного кредита;

в) копия договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство при незавершенном строительстве жилого дома - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил;

Также в силу прямого указания пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 и пункта 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 № 34, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, истец Каитова Рахима Хамидовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году достигла возраста 35 лет, а член ее семьи Хасанов Руслан Халитович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году достиг возраста 39 лет.

В связи с тем, что семья Каитовой из списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не была исключена, свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 665 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства было выдано.

Однако в соответствии с пунктом 27 Правил истцы соответствовать требованиям, установленным для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не могли.

Факт выдачи семье Каитовой свидетельства о праве на получение социальной выплаты не влечет безусловного возникновения права на ее получение, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, в том числе и на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, исковые требования Каитовой Р.Х., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Каитовой Рахимы Хамидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству по делам молодежи КЧР об обязании включить Хасанова Руслана Халитовича, Каитовой Рахимы Хамидовны, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ., как молодую семью, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2024 год и обязании предоставить социальную выплату – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики М.М. Шебзухова

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024 г.

2-2689/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Каитова Рахима Хамидовна
Ответчики
Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР
Министерство по делам молодежи КЧР
Другие
Текеев Солтан Ибрагимович
КЧРКП "Дирекция капитального строительства"
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Шебзухова Марина Мухамедовна
Дело на странице суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
22.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее