Председательствующий – Полякова С.И. | дело № 33-803 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2018 года | г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Красиковой О.Е.,
судей – Имансакипова А.О., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 июля 2018 года, которым
удовлетворены исковые требования Чолиной К.
На Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Чолиной К из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения изолированное благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования «Турочакский район», площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чолина К.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности обеспечить ее во внеочередном порядке жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, общей площадью не менее 33 кв.м по месту жительства в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай. Требования мотивированы тем, что на основании решения жилищной комиссии администрации МО «Турочакский район» от 21 января 2010 года она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц из числа детей-сирот с 19 января 2010 года. На заявление Чолиной К.А. от 17 июля 2017 года о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай было отказано в предоставлении жилого помещения. Отказ мотивирован тем, что предоставление жилого помещения будет осуществляться в порядке очередности. Чолина К.А. считает данный отказ незаконным и нарушающим ее право на предоставление специализированного жилья, поскольку в 2015 году она окончила АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум», а потому на государственном обеспечении не находится, закрепленного жилья или жилья в собственности не имеет, проживает в арендуемом помещении, остро нуждается в жилье. Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению за судебной защитой прав.
Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б., указывая, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, вносятся в список на обеспечение жилыми помещениями в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете. Предоставление специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чолина К.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве лица, нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения. Жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются в порядке общей очередности, по состоянию на сегодняшний день ее порядковый номер в сводном списке 224, и внеочередное обеспечение ее жильем нарушит права граждан, которые включены в список ранее.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Алтай, защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяется Законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».
Из материалов дела следует, что Чолина К.А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включена в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Республики Алтай.
Судом установлено, что Чолина К.А. постоянно проживает на территории МО «Турочакский район», в Едином государственном реестре недвижимости информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества на имя Чолиной К.А. отсутствует. Ответчик не оспаривает факт нуждаемости Чолиной К.А. в жилом помещении специализированного жилищного фонда, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязано предоставить Чолиной К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «Майминский район».
Довод апелляционной жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят во внимание, поскольку гарантированное законом право Чолиной К.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от соблюдения порядка очередности.
При этом, ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Кроме того, действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 02 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А – без удовлетворения.
Председательствующий судья | О.Е. Красикова |
Судьи | А.О. Имансакипова |
Е.А. Кокшарова |