Дело №2а-2228/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
11 августа 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Царьковой ФИО8 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратору Вялковой ФИО8, заинтересованное лицо Департамент сельского хозяйства города Севастополя, о признании решений незаконными и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Царькова ФИО8. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), в котором просит признать незаконным решение Севреестра от отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, изложенное в уведомлениях об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 28.09.2021 года №ФИО8; обязать Севреестр устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН записей о кадастровом учете, а также о государственной регистрации права собственности на земельные участки, образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером ФИО8, площадью 63156 кв.м., расположенного по адресу: ФИО8 в соответствии со сведениями плана, представленного в составе заявления от 16.09.2021 года №ФИО8, за Царьковой ФИО8. Требования обоснованы тем, что 10.06.2021 истцом в Севреестр подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которому присвоен номер ФИО8. Данным заявлением истец пытался осуществить раздел принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ФИО8, площадью 63156 кв.м., расположенного по адресу: РФ, ФИО8. Осуществление действий неоднократно приостанавливалось, о чем составлялись уведомления от 28.06.2021, а затем уведомления о неустранении причин приостановления от 17.08.2021, 06.09.2021, 10.09.2021, 15.09.2021. В нарушение п.71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 года №278, Севреестр выявил новое основание для приостановления регистрационных действий, связанное с возникновением, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, что указано в обжалуемых уведомлениях. Истец считает, что обжалуемые уведомления не содержат обязательных ссылок на ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заявленные в уведомлениях от 17.09.2021 года недостатки ст.26 вышеуказанного закона не предусмотрены. В связи с неустранением недостатков в уведомлениях от 17.09.2021 истцу были направлены обжалуемые уведомления от 28.09.2021. Единственным основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий, указанных в обжалуемых уведомлениях от 28.09.2021 является несоответствие представленного межевого плана требованиям Свода правил СП 99.13330.2016 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях». Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 №1029/пр). Истец указывает, что указанный свод правил не применим к заявлению истца, поскольку он подлежит применению только относительно сельских поселений, тогда как земельный участок истца не относится к сельским поселениям г.Севастополя. Также считает, что при вынесении обжалуемых уведомлений от 28.09.2021 нарушены права истца на образование земельных участков из состава принадлежащего истцу земельного участка, право на свободное распоряжение своим имуществом.
В судебном заседании представитель истца требования административного иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, представил в суд письменные возражения, согласно которых согласно межевому плану от 10.06.2021, представленного истцом, кадастровым инженером были проведены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером ФИО8 и образованием восьмидесяти семи земельных участков. Нормы действующего законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом, отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием). Исходный земельный участок содержится в ЕГРН с видом разрешенного использования «растениеводство». «СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83» - внутрихозяйственные автомобильные дороги: Местные автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения, предназначенные для транспортного обслуживания объектов по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции. Внутрихозяйственные автомобильные дороги разделяются на две группы: магистральные и полевые. Полевые дороги: пути, необходимые для обеспечения производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевые дороги подразделяют на основные и вспомогательные. Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей.
Они обслуживают, как правило, группу полей или целый севооборот и предназначены для перевозок людей, грузов и перегона техники. Их размещают главным образом по коротким сторонам полей. Поэтому основные полевые дороги используют также для технологических целей (заправки агрегатов топливом, водой, семенами, разворота техники). Вспомогательные поперечные дороги, используемые преимущественно как линии обслуживания, размещают по тем сторонам полей, которые расположены ближе к населенному пункту или полевому стану и где более удобно обслуживать сельскохозяйственную технику. Вспомогательные продольные дороги располагают по длинным сторонам полей, межполосных и других рабочих участков. Их основное назначение - вывоз урожая, подвоз удобрений, обслуживание агрегатов при поперечной обработке, обеспечение переездов на другие поля. Следовательно, формировании земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером ФИО8, необходимо предусмотреть обеспечение доступа к данным земельным участкам путем размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке, что в свою очередь повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий. С целью соблюдения действующего законодательства, обязывающего использовать земельные участки в соответствии с установленным для них целевым назначением, в случае осуществления раздела массивов сельскохозяйственных угодий, необходимо учитывать положение полевых дорог и защитных лесных насаждений (лесополос) относительно границ земельных участков. Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с представленным межевым планом приведет к возникновению препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Государственный регистратор Вялкова Т.Е. и представитель заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства г. Севастополя в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили.
Представитель Департамента сельского хозяйства г.Севастополя представил в суд письменную позицию по делу, по смыслу которого считает действия административного ответчика основанными на законе.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка сторон не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков и заинтересованного лица.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемые истцом решения вынесены административным ответчиком 28.09.2021 года, административное исковое заявление подано истцом 20.10.2021, т.е. в сроки, предусмотренные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО8, площадью 63156 кв.м., расположенного по адресу: ФИО8.
Истец обратился в Севреестр с заявлением от 10.06.2021 года №ФИО8 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ФИО8 В качестве документа основания для постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, заявителем представлен межевой план от 10.06.2021 года, согласно которого из Исходного земельного участка площадью 63156 кв.м., расположенный по адресу: ФИО8, подлежат образованию 86 земельных участков площадью от 500 до 1156 кв.м., и 1 площадью 13532 кв.м.
Уведомлениями ФИО8 от 17.09.2021 истцу рекомендовано до 28.09.2021 сформировать земельные участки с учетом наличия внутрихозяйственных автомобильных дорог на основании СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83.
В связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав 28.09.2021 года государственным регистратором Вялковой Т.Е. вынесены уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 28.09.2021 ФИО8.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 2 преамбулы Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – это деятельность по реализации функций такого органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона заявители имеют право на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом ее предоставления.
Частью 1 статьи 26 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления по решению государственного регистратора прав осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 29 Закона о регистрации орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения уведомляет заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, решения ответчика об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 28.09.2021, изложенных в уведомлениях ФИО8 являются немотивированными, необоснованными и противоречат закону.
Согласно п.215 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 (далее – Административный регламент), правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Перечень оснований и сроков приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлен в ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, в п.5 ч.1 которой указано, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
То есть, по смыслу п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо наличие документов, в которых содержатся надлежащий объем информации для проведения правовой экспертизы документов на предмет возможности для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч.5 ст.29 Закона о регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом №221-ФЗ.
Системный анализ вышеперечисленных правовых норм и фактических обстоятельств дела свидетельствует, что при вынесении обжалуемых решений органом регистрации прав нарушены следующие требования законодательства о государственной регистрации: - ст. 26 Закона о регистрации, п. 71 Административного регламента – в части неуказания конкретной нормы части 1 ст. 26 Закона о регистрации, на основании которой приостановлены регистрационные действия; - п. 71 Административного регламента – в части неуказания всех причин приостановления регистрационных действий в уведомлениях о приостановлении; - ст. 26 Закона о регистрации – в части приостановления регистрационных действий на основании нормативного документа, не регламентирующего отношения, связанные с возможностью образования земельных участков из исходного земельного участка, соответственно, по основанию, не предусмотренному ст. 26 Закона о регистрации, в связи с чем, вышеуказанное решение законным признано не может быть, как и не может быть признано законным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятое вследствие не устранения причин, послуживших для приостановления оказания государственной услуги.
Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (зарегистрирован в Минюсте России 01 декабря 2017 года № 49074), пунктом 70 которого установлено, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.
Оспариваемыми решениями административного ответчика нарушаются права и законные интересы административного истца, что выражается в невозможности свободно владеть пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Избирая способ защиты нарушенного права, суд считает, что поскольку судебному контролю было подвергнуто лишь решение государственного органа на предмет его законности, а потому, исходя из заявленных требований, надлежащим и достаточным способом защиты будет понуждение административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Царьковой ФИО8 – удовлетворить частично.
Признать незаконными решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившиеся в отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 28.09.2021 ФИО8 в отношении земельного участка с кадастровым номером ФИО8 площадью 63156 кв.м., расположенного по адресу: ФИО8.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Царьковой ФИО8 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 10.06.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером ФИО8 площадью 63156 кв.м., расположенного по адресу: ФИО8.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду об исполнении решения по административному делу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 августа 2022 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя Лемешко А.С.