Дело № 2а-3015/2019
(43RS0002-01-2019-002993-75)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров, ул. Московская, д.70 20 сентября 2019 года
Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Николиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Полуэктовой Л.С.,
с участием представителя административного истца Захария А.С. – Урванцева В.Г.,
представителя административного ответчика – УМВД России по Кировской области Мамаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Захария А.С. к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Кировской области о признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации,
У С Т А Н О В И Л :
Захария А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Кировской области о признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации.
В обоснование заявления указано, что 28.02.2019 распоряжением Министерства юстиции РФ было признано нежелательным его (административного истца), как гражданина Республики Молдова, пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. Данное распоряжение вынесено на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114?ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда» и ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28.05.2019 он (Захария А.С.), как лицо, подлежащее депортации, помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову по адресу: г.Киров, ул. Шинников, д. 6а, сроком на 120 суток с 28.05.2019 по 24.09.2019.
Административный истец считает, что распоряжение Минюста России препятствует осуществлению его прав и свобод.
Решение о нежелательности его (истца) пребывания в Российской Федерации принято без учета его семейных и родственных связей с близкими родственниками, а именно: <данные изъяты>, которые являются гражданками Российской Федерации и имеют постоянное место жительство в России.
Кроме этого, на территории России проживают его (административного истца) родители, которые являются гражданами Российской Федерации. Домовладение, расположенное на территории России, находится в собственности матери.
Решение о нежелательности его (Захария А.С.) пребывания на территории Российской Федерации было принято без учета того обстоятельства, что на территории Республики Молдовы у него нет родственников (все они проживают на территории России) и нет жилья.
При таких обстоятельствах, истец полагает, что несмотря на то, что оспариваемое распоряжение, хоть и принято уполномоченным органом государственной власти в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, его нельзя признать законным, поскольку оно не учитывает положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечает принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности и пропорциональности используемых правовых средств, в связи с чем распоряжение Минюста России от 28.02.2019 является незаконным и подлежит отмене.
Первоначально административный истец Захария А.С. просил признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания в России от 28.02.2019 № 897-рн незаконным и отменить распоряжение и решение.
Впоследствии административный истец уточнил свои требования и окончательно просил признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности его (Захария А.С.) пребывания в Российской Федерации от 28.02.2019 № 897-рн и решение УВМ УМВД России по Кировской области от 20.05.2019 незаконными и отменить указанные распоряжение и решение.
Административный истец Захария А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ЗахарияА.С. – Урванцев В.Г., действующий на основании доверенности, изложенное в исковом заявлении поддержал, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель административного ответчика – УМВД России по Кировской области – Мамаева О.А., действующая на основании доверенности, требования Захария А.С. не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, в котором указала, что в связи с вынесенным приговором суда в отношении гражданина Республики Молдова Захарии А.С. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 28.02.2019 № 897-рн на основании ч.4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Истец осужден за совершение умышленный преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 158, ч.2 ст. 228 УК РФ. На основании имеющегося решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации в соответствии с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11. ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115?ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» административным ответчиком УМВД России по Кировской области вынесено решение о депортации от 20.05.2019. Полагает, что доводы истца о наличии зарегистрированного брака с гражданкой Российской Федерации, наличием совместного несовершеннолетнего ребенка не могут являться безусловным основанием для отмены оспариваемых решений. ЗахарияА.С. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, данное обстоятельство позволяет его характеризовать как лицо, представляющее повышенную общественную опасность, в таком случае государство должно отдавать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны. При этом, супруга административного ответчика при волеизъявлении и оформлении документов также может свободно выехать из России в страну гражданской принадлежности мужа. Таким образом, полного ограничения на личные и семейные отношения и права истца со стороны государства не применено. Просила отказать административному истцу в удовлетворении его требований.
Представитель административного ответчика – Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее представил в адрес суда письменные возражения, в которых указал, что полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (в ред. от 24.10.2018).
Захария А.С., являясь гражданином Республики Молдова, в 2014 году совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ, в связи с чем 27.05.2015 осужден Первомайским районным судом г. Кирова на срок 3 года лишения свободы. В соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное наказание признано судом условным с испытательным сроком на 2 года 6 месяцев. Согласно постановлению Октябрьского районного суда г.Кирова от 14.10.2016, в связи с систематическим уклонением осужденного Захария А.С. от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, суд постановил отменить Захария А.С. условное осуждение и исполнить наказание, назначенное по приговору Первомайского районного суда г. Кирова от 27.05.2015, в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Помимо этого, в 2016 году ЗахарияА.С. совершил кражу, в связи с чем приговором мирового судьи судебного участка № 64 Октябрьского судебного района г. Кирова был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ. Судом назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 месяцев. По совокупности приговоров по ч. 1 ст. 158 УК РФ и ч. 2 ст. 228 УК РФ административный истец осужден к 3 годам 2 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Данные факты свидетельствуют о пренебрежении общепринятыми нормами и правилами социального поведения, установленными в Российской Федерации.
Распоряжением заместителя Министра юстиции РФ от 28.02.2019 №897?рн пребывание (проживание) в РФ Захария А.С., являющегося гражданином Республики Молдова, на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признано нежелательным. Основанием к принятию названного распоряжения послужило поступившее 11.02.2019 в Минюст России представление УФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, датированное 06.02.2019, приложением к которому является заключение начальника УФСИН России по Кировской области.
Каких-либо оснований и мотивов для отказа в принятии решения о нежелательности пребывания Захария А.С. в Российской Федерации у Минюста России не имелось.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
В свою очередь, совершенные Захария А.С. преступления на территории Российской Федерации указывают на неисполнение возложенных законом на иностранного гражданина обязанностей и неуважительном отношении к правовой системе Российской Федерации.
При принятии распоряжения Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое распоряжение Минюста России от 28.02.2019 №897-рн издано в соответствии с действующим законодательством без нарушения прав заявителя, представитель административного ответчика (Министерства юстиции Российской Федерации) просил отказать Захарие А.С. в удовлетворении исковых требований.
Представитель прокуратуры, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, материалы дела № 2а-1872/2019, суд приходит к следующему.
Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; при этом, под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114?ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 №199 утверждено «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации…» (далее – Положение). Указанным постановлением также утвержден «Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации…», в соответствии с которым одним из таких органов является Минюст России.
Согласно п. 3 Положения, в случае выявления предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171 утверждена «Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы», согласно пункту 2 которой Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
В судебном заседании установлено, что 28.02.2019 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 897-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Молдовы Захарии А.С., 06.02.1981 года рождения, осужденного 16.11.2016 мировым судьей судебного участка № 64 Октябрьского судебного района г. Кирова по совокупности приговоров по ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст.228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 2 месяцам лишения свободы, содержащегося в исправительной колонии (л.д.22, 78).
С указанным распоряжением Захария А.С. ознакомлен 29.03.2019, что подтверждается соответствующей распиской.
На основании постановления Омутнинского районного суда Кировской области от 15.05.2019, Захария А.С. был освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на неотбытый срок – 6 месяцев 8 дней (л.д. 23-24).
20.05.2019 врио начальника УМВД России по Кировской области утверждено решение о депортации гражданина Республики Молдова Захарии А.С., <данные изъяты>, с которым административный истец был ознакомлен 28.05.2019 (л.д. 42-43, 44).
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 28.05.2019 гражданин Республики Молдова Захария А.С., <данные изъяты>, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову по адресу: г. Киров, ул.Шинников, д.6А на срок 120суток, т.е. с 28.05.2019 по 24.09.2019. Указанное решение вступило в законную силу 08.06.2019 (л.д.25-26).
06.06.2019 обжалуемое административным истцом Захария А.С. решение о депортации от 20.05.2019 было исполнено (л.д. 48).
Согласно представленной в материалы дела копии свидетельства о заключении брака, 21.12.2017 Захария А.С. зарегистрировал брак с Б., гражданкой Российской Федераци (л.д.14).
У супругов есть общий ребенок – В., <данные изъяты>, которая является гражданкой России и в отношении которой установлено отцовство Захарии А.С. (л.д. 13).
Кроме того, на территории Российской Федерации постоянно проживают родители административного истца С. и Т., которые являются гражданами Российской Федерации (л.д. 9-11).
Административный истец Захария А.С. не согласен с распоряжением Минюста России о нежелательности пребывания в Российской Федерации от 28.02.2019 № 897-рн и решением УМВД России по Кировской области от 20.05.2019, просит признать их незаконными и отменить, поскольку указанными распоряжением и решением нарушено его право на уважение личной и семейной жизни.
Разрешая указанные требования административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года № 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, неимеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Таким образом, право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Само по себе наличие у иностранного гражданина родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении такого иностранного гражданина, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении иностранного гражданина, пребывающего в Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Вместе с тем, совершенное Захарией А.С. преступление против здоровья населения указывает на неисполнение возложенных на него российским законодательством обязанностей и о его неуважительном отношении к правовой системе России.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие у Захарии А.С. родственных связей в Российской Федерации не влечет в безусловном порядке признания оспариваемого распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку данный акт принят с учетом степени общественной опасности совершенных им преступлений, исходя из приоритета интересов государства и населения Российской Федерации, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у административного истца семейных связей на территории Российской Федерации или от его нежелания покидать территорию России.
При таких обстоятельствах решение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Захарии А.С. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным, учитывающим степень опасности деяний административного истца.
Оснований для отмены распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28.02.2019 о нежелательности пребывания (проживания) ЗахарииА.С. в Российской Федерации судом не установлено.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Основанием для принятия УМВД России по Кировской области решения от 20.05.2019 о депортации Захарии А.С. за пределы Российской Федерации послужило распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 28.02.2019 о нежелательности его (административного истца) пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Данное решение принято в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ и исполнено 06.06.2019.
С учетом того, что оспариваемые решения приняты уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка и в соответствии с требованиями законодательства, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемых распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации и решения УМВД России по Кировской области незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Отказать Захарие А.С. в удовлетворении административного иска к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Кировской области о признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2019.
Судья Н.С. Николина