Мотивированное решение составлено 20 апреля 2022 года
Дело № 2а-917/2022
УИД 76RS0017-01-2022-000552-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Ларичевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
19 апреля 2022 года
административное дело по административному иску Смирнова С.В. к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Смирнов С.В. обратился в суд с административным иском к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просил:
1. Признать незаконным распоряжение КУМИ Администрации ЯМР № 3 от 10.01.2022 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
2. Обязать КУМИ Администрации ЯМР заключить соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с землями муниципальной собственности.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Административный истец обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь образуемого земельного участка составляет 1123 кв.м.
Распоряжением КУМИ Администрации Ярославского муниципального района от 10.01.2022 № 3 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. С вынесенным распоряжением истец не согласен.
Определением суда от 19.04.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Ярославского муниципального района.
Административный истец Смирнов С.В. и представитель административного истца по доверенности Шаталова И.А. в суде требования поддержали в объеме заявленных.
Представитель административных ответчиков в лице КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области Потапова И.В. в суде просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на законность оспариваемого распоряжения.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что Смирнов С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 865 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 9).
13.12.2021 г. административный истец обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь образуемого земельного участка составляет 1123 кв.м (л.д. 35-36).
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 10.01.2022 № 3 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующему основанию:
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 34).
Пунктами 1 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при перераспределении земельных участков; целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, среди прочего, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.7. Земельного кодекса РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ и в отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
Согласно статье 39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно статье 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются, среди прочего, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
Статья 11.9 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; в силу пунктов 5 - 7 названной статьи не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается перераспределение земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит законным и обоснованным оспариваемое решение по вопросу образования земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, полагая, что оно принято без нарушения прав Смирнова С.В..
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что административный истец намерен увеличить принадлежащий ему земельный участок за счет присоединения к нему земельного участка, площадью 258 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена; земельный участок административного истца с кадастровым номером № ситуационно является смежным с испрашиваемым земельным участком.
Установлено, что земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства; испрашиваемый к перераспределению земельный участок расположен в зоне Ж-3 «Индивидуальная жилая застройка»; зона Ж-3 предусматривает следующие основные виды разрешенного использования земельных участков: ведение личного подсобного хозяйства и ведение огородничества (л.д. 42-43).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения минимальный размер земельного участка, предоставляемого для огородничества, составляет 300 кв.м., максимальный – 700 кв.м.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый истцом земельный участок может быть образован как самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о наличии у административного ответчика оснований для принятия решения об отказе в заключении с административным истцом соглашения о перераспределении земельных участков.
При этом, в указанном месте можно сформировать земельный участок площадью 316 кв.м, ширина участка в узком месте – 4,1 м, в широком – 7,6 м, длина участка с одной стороны - 55 м, с другой – 56,5 м (л.д. 40).
Оснований согласиться с доводами административного истца о том, что в указанном месте невозможно образовать новый полноценный земельный участок, не имеется, поскольку Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения не предусмотрены предельные параметры ширины и длины земельных участков для ведения огородничества.
Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение «Об отказе С.В. Смирнову в заключении соглашения о перераспределении земельного участка» принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, является законным, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Смирнова С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья А.Ш. Сайфулина