№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При участии прокурора Пушкинской Е.А.
Приведении протокола помощником Вилковой Л.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябенко Ирины Юрьевны к администрации МО «Город Астрахань» с привлечением третьих лиц муниципального казначейства администрации МО «Город Астрахань», МБУ г. Астрахани «Чистый город», Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» о компенсации морального вреда, причиненного здоровью, взыскании материального ущерба и судебных расходов
У с т а н о в и л :
Рябенко И.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: г. Астрахань, ул. <адрес>, примерно в 17.00 ее укусила бродячая собака за правую голень. Истица незамедлительно обратилась за медицинской помощью, где был выставлен диагноз: укушенные раны правой голени. Рябенко И.Ю. было выписано лечение, а также вакцинация КОКАВ. ДО настоящего времени Рябенко И.Ю. испытывает физическую боль, не может нормально спать и испытывает страх перед бродячими собаками. Кроме того, истицей понесены расходы на приобретение лекарственных препаратов, рекомендованных врачами в сумме 2 155, 60 рублей. Истица полагает, что именно администрация должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность. В связи с изложенным, Рябенко И.Ю. просит взыскать с администрации в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей, стоимость лечения в сумме 2 155,60 рублей, понесенные судебные расходы в сумме 7 500 рублей.
Рябенко И.Ю., ее представитель по устному ходатайству Колотов Е.Н. исковые требования поддержали.
Представитель администрации МО «Город Астрахань», управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Богомолова В.Р. просила в иске отказать.
Представитель МБУ г. Астрахани «Чистый город» Исмагулова К.Р. также просила в иске отказать, дополнительно пояснила, что ими в полном объеме осваиваются денежные средства, перечисленные в соответствии с муниципальным заданием.
Представитель муниципального казначейства Юнсуов Н.М. в иске также просил отказать.
Выслушав явившиеся стороны, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными).
Согласно ст. 2 Закона об ответственном обращении с животными отношения в рассматриваемой области регулируются данным Законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления (в случае передачи им соответствующих полномочий) должны устанавливать порядок осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных, руководствуясь принципом гуманности и вышеуказанными нормами федерального законодательства.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установлены статьей 18 Закона об ответственном обращении с животными и включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Пункт 3 статьи 7 Закона об ответственном обращении с животными предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделены отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В силу статьи 3 вышеуказанного Закона Астраханской области, органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе:
- на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области;
- дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных муниципального образования.
Из пояснений истицы и ее представителя следует, что Рябенко И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г. укусила собака по ул. <адрес>
В этот же день, Рябенко И.Ю. обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ АО «ГКБ № 3 им С.И. Кирова», а 14.10.2021 года в ГБУЗ АО «ГКБ № 2 им. братьев Губиных».
В ГБУЗ АО «ГКБ № 2 им. братьев Губиных» Рябенко И.Ю. обработаны раны, наложена швы и повязка.
Впоследствии Рябенко И.Ю. был введен препарат КОКАВ, 14.10.2021 г., 17.10.2021 г., 21.10.2021 г., 28.10.2021 г., 13.11.2021 г.
Сам факт укуса стороной ответчика не оспаривался.
Из материалов дела следует, что 21 января 2021 года между службой ветеринарии Астраханской области в лице руководителя службы ветеринарии Астраханской области Мамонтова В.В., действующего на основании Положения о службе ветеринарии Астраханской области, утвержденного постановлением Правительствам Астраханской области от 31.03.2005 №37-П и администрация МО «Город Астрахань» в главы МО «Город Астрахань» Пермяковой М.Н., действующей на основании Устава МО «Город Астрахань» от 30.09.2020 №1 «Об избрании главы администрации МО «Город Астрахань» в целях реализации Закона Астраханской области от 23.07.2013 №32/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев и т.д. заключено соглашение. Исходя из содержания данного соглашения бюджету МО «Город Астрахань» перечислены субвенции на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий.
Служба направляет Органу местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев 33 325 597,95 рублей. Из них объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места- 33 029 295 рублей.
За счет выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение следующих показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания – 27374 ед.
04 июня 2021 года было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым объем выделяемых средств изменился. Определено выделить на мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными животными 41 172 490 рублей. Из этих средств на оплату труда работников выделено 296 302 рублей.
В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.
Между тем, исходя из представленных документов и пояснений истца, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение собаки без владельца на Рябенко И.Ю,
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Суд учитывая возраст истицы, степень перенесенных ею морально-нравственных страданий, тяжесть травмы и полагает возможным взыскать с администрации МО «Город Астрахань» в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей.
Что касается требований о возмещении материального вреда в сумме 2 155,60 рублей, то данные требования подлежат удовлетворению лишь в части.
Как следует из представленных медицинских документов, Рябенко И.Ю. врачами было назначен прием следующих лекарственных препаратов и медицинские манипуляции: рапиклав, мотилак, анальгетики при болях, перевязки.
Из представленных чеков следует, что Рябенко И.Ю, были приобретены: бинт Претти коттон стоимостью, 110,40 рублей, мазь троксевазин, стоимостью 262,50 рублей, хлоргексидин стоимостью 91,90 рублей, перекись водорода стоимостью 69 рублей, бинт интекс эластичный стоимостью 96,50 рублей, перекись водорода стоимостью 138 рублей, хлоргексидин, стоимостью 91,90 рублей, салфетки стерильные стоимостью 144,80 рублей, бинт Претти коттон стоимостью 55,20 рублей, анальгин стоимостью 68,90 рублей, мотилак стоимостью 365 рублей, рапиклав стоимостью 283 рублей, хлоргексидин стоимостью 39 рублей, перексиь водорода стоимостью 29 рублей, бинт стоимостью 57 рублей. Указанные препараты были приобретены согласно чекам в период с 15.10.2021 года и по 02.11.2021 года. Необходимость приобретения данных препаратов подтверждена истицей.
Приобретение таких препаратов как гематоген стоимостью 18,90 рублей и 48 рублей, дротаверина стоимостью 130 рублей, пакетов стоимостью 2,1 рублей, ацетилсалициловой кислоты стоимостью 19,20 рублей, масок стоимостью 35 рублей происходило по инициативе истицы и не связано с полученной ею травмой, а потому понесенные ею расходы не подлежат возмещению.
С учетом исключения тех препаратов, которые приобретены истицей по собственной инициативе, с ответчика подлежит взысканию материальный ущерб в сумме 1901 рублей.
Требования о взыскании судебных расходов в сумме 7500 подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 100 ГПК РФ. 22.10.2021 года между Рябенко И.Ю. и Колотовым Е.Н. заключен договор на оказание юридических услуг, стоимость которых составила 7500 рублей. В договоре также имеется отметка на получение данных денежных средств исполнителем услуг.
В судебном заседании действительно присутствовал и оказывал юридическую помощь Колотов Е.Н.. Передачу денежных средств данному лицу истица не оспаривала, как и не оспаривал Колотов Е.Н. получение данных денежных средств. С учетом разумности и справедливости, суд полагает данную сумму подлежащей взысканию с администрации МО «Город Астрахань».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░ ░. ░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 000 ░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1901 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: