Дело № 2-1503/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тюмень 24 февраля 2022 года
Центральный районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нургалиевой Э.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец Нургалиева Э.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) ФИО4 от отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; включении в стаж периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01/11/15) в <данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИП ФИО5;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00/05/00), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01/11/20) в <данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12/11/07) в <данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОКБ №; принятии решения о назначении досрочной страховой пенсии (л.д.3-5).
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (в связи с осуществлением лечебной деятельности). Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работы. В специальный стаж ответчиком не были зачтены спорные периоды, по причине того, что указанные организации не являются учреждениями здравоохранения, с чем истец не согласна, поскольку право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой осуществлялась лицензированная медицинская деятельность. За восстановлением нарушенных пенсионных прав истец обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области.
В судебном заседании истец Нургалиева Э.А. на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивала по изложенным в иске основаниям, приобщив к материалам дела устав ООО «<данные изъяты>» и лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В судебном заседании представитель ответчика ОПФР по Тюменской области Березин В.Ю., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.106), исковые требования не признал по доводам возражений на иск (л.д.41-45).
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список должностей и учреждений) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г. применяются Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1066.
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
С 01 ноября 1999 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
В соответствии с п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях, согласно соответствующему Перечню, год работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается как год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня (действовал с 01.11.1999г. по 11.11,2002г.).
Подпунктом «б» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, закреплено, что периоды работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, предусмотренных соответствующим Перечнем, год работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается как год и 6 месяцев.
Досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Нургалиева Э.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Нургалиевой Э.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости
Из указанного решения следует, что Нургалиева Э.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, имеет 09 лет 07 месяцев 12 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве младшей медицинской сестры, так как данная должность не относится к должностям среднего медицинского персонала;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01/11/15) в должности медицинской сестры <данные изъяты>»:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ИП ФИО5;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00/05/00), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01/11/20) в должности медицинской сестры <данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12/11/07) в должности медицинской сестры стоматологического кабинета <данные изъяты>» - так как работа осуществлялась не в учреждении здравоохранения;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа на 0,5 ставки в ОКБ №, поскольку работа должна выполняться постоянно в течении полного рабочего дня.
Указанные периоды были зачтены ответчиком в страховой стаж.
Согласно копии трудовой книжки, Нургалиева Э.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята младшей медицинской сестрой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой в приемное отделение в связи с окончанием медицинского училища (л.д.12).
Рассматривая требование о включении указанного периода в специальный стаж, суд исходит из того, что в соответствии со Списком право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрено врачам и среднему медицинскому персоналу, доказательств того, что должность младшей медицинской сестры относится к должностям среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения, в материалы дела не представлено.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периодов ее работы в должности медицинской сестры <данные изъяты>», ИП ФИО5, <данные изъяты>», <данные изъяты>», суд принимает во внимание, что в вышеуказанных Списках, которые подлежат применению к спорным периодам трудовой деятельности истца, не поименован такой вид учреждений, как общество с ограниченной ответственностью и деятельность индивидуального предпринимателя.
Суд полагает, что термин «учреждение здравоохранения» не должен трактоваться расширительно и применяться ко всем юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в сфере здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества (корпоративные коммерческие организации) могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца, поскольку <данные изъяты>», деятельность индивидуального предпринимателя по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Предоставление истцом лицензии у ООО «<данные изъяты>» на осуществление медицинской деятельности, а также доказанный факт осуществления ООО «<данные изъяты>» в спорные периоды медицинской деятельности как основание для включения спорных периодов работы в специальный стаж истца, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. №1920-О).
Суд приходит к выводу о том, что юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора является организационно - правовая форма организации, в которой истец осуществляла в спорные периоды трудовую деятельность. Форма собственности указанной организации правового значения для разрешения данного спора не имеет.
Деятельность индивидуального предпринимателя ФИО9 не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Ключевым при отнесении работы к работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, является принадлежность медицинской организации именно к учреждениям, в связи с чем, период работы истца в ИП ФИО5 также не подлежит включению в льготный стаж.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОКБ № на 0,5 ставки не позволяет суду зачесть в специальный стаж Нургалиевой Э.А., поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ данный период документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконным и отмене решения пенсионного фонда об отказе Нургалиевой Э.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорных периодов работы и о принятии решения о назначении такой пенсии у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Нургалиевой Э.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2022 года.