Решение по делу № 3а-37/2016 от 07.07.2016

№ 3а-37/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2016 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Егоровой С.С.,

с участием представителей административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусовой А.И., Управления Росреестра по Республике Карелия Минина А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грачева Д.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Грачев Д.А. обратился в суд административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...). По инициативе административного истца ООО «(...)» подготовило отчет № (...), согласно которому его рыночная стоимость определена по состоянию на 01 февраля 2013 г. в размере (...) рублей. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, административный истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости земельного участка.

В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусова А.И. не оспаривала результаты отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, считала учреждение ненадлежащим ответчиком.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по РК) Минин А.А. считал Управление ненадлежащим ответчиком.

Представители Правительства Республики Карелия, администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Грачев Д.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.п.2,5 ст.65 названного Кодекса порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога, в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, Грачев Д.А., являющийся в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно представленных Кадастровой палатой сведений, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) установлена в размере (...) руб. (...) коп. на основании постановления Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.

Актуальная кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с п.2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. №222, и составляет (...) руб. (...) коп. по состоянию на 01 февраля 2013 г., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П, в размере 628,77 руб./кв.м.

Данные обстоятельства участниками разбирательства не оспаривались.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объекта недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии со ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности».

Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Таким образом, Грачев Д.А. обоснованно представил отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 01 февраля 2013 г.

Из представленного отчета № (...) от 20 мая 2016 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ООО «(...)» следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание (база отдыха), площадью (...) кв.м по состоянию на 01 февраля 2013 г. составляет (...) руб.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Правильность и обоснованность отчета № (...) от 20 мая 2016 г. подтверждена экспертизой, которую провело (...) 31 мая 2016 г., что подтверждается экспертным заключением № (...), из которого следует, что отчет № (...) соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

Суд подверг изучению и анализу представленные отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества и экспертное заключение на отчет, отзывы иных участвующих в деле лиц. Выслушал мнения явившихся лиц, не оспоривших представленные документы.

Совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости позволяет сделать вывод о том, что определение рыночной стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, существенных нарушений, которые могли бы повлиять на правильность установления рыночной стоимости земельного участка, оценщиком не допущено, в связи с чем суд не находит оснований ставить их под сомнение.

Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом датой подачи заявления необходимо считать 07 июля 2016 г. (дату обращения Грачева Д.А. с административным иском в суд).

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Грачева Д.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание (база отдыха), площадью (...) кв.м, расположенного в (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) руб. по состоянию на 01 февраля 2013 г.

Кадастровую стоимость земельного участка установить на период с 01 января 2016 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 07 июля 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

3а-37/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Грачев Д.А.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по РК"
Управление Росреестра по РК
Правительство РК
Другие
МО "Сортавальское городского поселение"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
07.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016[Адм.] Судебное заседание
08.08.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее