Дело №
УИД 41RS0№-68
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Нетеса С.С.,
при секретаре судебного заседания Ефремовой Л.Н.,
с участием:
представителя истца Чечулина Е.В.,
представителя ответчика Вахрушева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Почта России» о возложении обязанности,
установил:
заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Камчатского края в июне 2021 г. проведена проверка исполнения действующего законодательства в отделении почтовой связи АО «Почта России» в <адрес>, Камчатского края, индекс 688 600, расположенном по адресу: Камчатский край, <адрес>, пер. Строительный, <адрес>, пом. № (далее – отделение). По результатам проведенной проверки установлено, что отделение не оборудовано пожарной сигнализацией. Вместе с тем в соответствии с приложением к приказу МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, НПБ 110-03, здания и помещения общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией. Изложенное влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, так как отсутствие автоматической пожарной сигнализации, в случае возникновения пожара в помещении отделения, не позволит своевременно принять меры к обеспечению безопасности, в том числе эвакуации людей, которые в момент пожара могут находиться в отделении. В соответствии с пунктами 2.3.4, 2.3.5 договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Почта России» обязано нести расходы на содержание помещения отделения (перечень имущества указан в приложении к данному договору), поддерживать имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, своевременно производить текущий ремонт, производить капитальный ремонт и реконструкцию имущества. Вышеперечисленные обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении АО «Почта России» отдельных требований законодательства, явились основанием для внесения прокуратурой в июне 2021 г. в адрес юридического лица представления об устранении соответствующих нарушений. Представление рассмотрено и удовлетворено, однако отдельные нарушения до настоящего времени не устранены. На основании изложенного с учетом уточнения истец просил суд обязать АО «Почта России» произвести в помещении отделения почтовой связи АО «Почта России» в <адрес>, Камчатского края, индекс: 688600, расположенном по адресу: Камчатский край, <адрес>, пер. Строительный, <адрес>, пом. №, установку автоматической пожарной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца Чечулин Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Вахрушев А.А., действующий на основании доверенности с полным объемом полномочий, исковые требования признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска разъяснены и понятны.
Выслушав объяснения представителя истца Чечулина Е.В., представителя ответчика Вахрушева А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Кроме того, в силу статей 22 и 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопросы о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования, их видов.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.
На основании статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.
Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Правовое положение акционерного общества «Почта России» устанавливается федеральным законом.
Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования законодательства о пожарной безопасности обязательны для исполнения во всех филиалах, представительствах и объектах почтовой связи – обособленных подразделениях АО «Почта России» (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурных подразделениях (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; лицензирование отдельных видов деятельности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима; организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно абзацу 18 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: разработка утверждаемых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих противопожарный режим и определяющих требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как следует из абзацев 1, 2 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
ДД.ММ.ГГГГ между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ссудодатель) и АО «Почта России» (ссудополучатель) заключен договор № безвозмездного пользования объектами, составляющими имущество государственной казны Российской Федерации, согласно которому, с учетом дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, ссудодатель передает, ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование принадлежащие ссудодателю на праве собственности объекты недвижимого имущества, указанные в приложении № к настоящему договору, являющимся неотъемлемой частью договора, именуемое в дальнейшем «Имущество», в том числе и помещение ОПС «Тигиль» по адресу: Камчатский край, <адрес>, пер. Строительный, <адрес>, пом. № (пункт 1.1 договора безвозмездного пользования) (л.д. 35-49).
Согласно пунктам 2.3.4, 2.3.5 договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязуется: нести расходы на содержание имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Своевременно производить текущий ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование. Производить капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего договора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценив признание иска ответчиком, суд находит, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано добровольно. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
На основании изложенного признание иска ответчиком, в лице представителя ответчика Вахрушева А.А., действующего на основании доверенности с полным объемом полномочий, принимается судом.
При таких обстоятельствах требование заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Почта России» о возложении обязанности подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Почта России» (ИНН 7724490000) произвести в помещении отделения почтовой связи акционерного общества «Почта России» в <адрес> Камчатского края по адресу: 688600, Камчатский край, <адрес>, пер. Строительный, <адрес>, пом. № установку автоматической пожарной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись С.С. Нетеса
Подлинник судебного постановления подшит в деле №, находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.