Решение по делу № 33а-1386/2021 от 18.06.2021

Судья Попова С.С.                         № 33а-1386/2021

УИД 12RS0008-01-2021-000798-68

дело № 2а-554/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                             20 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

судей Орловой С.Г. и Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Долгушева А.А. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Долгушева А.А. к Сидоровской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным решения, возложении обязанности по рассмотрению уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляевой И.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долгушев А.А. обратился в суд с административным иском к Сидоровской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл (далее – Сидоровская сельская администрация) о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от
12 января 2021 года № 11, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление Долгушева А.А. от 11 января 2021 года в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
11 января 2021 года он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. Уведомлением от 12 января 2021 года <№> административный ответчик сообщил о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. Основанием принятого решения послужило то, что земельный участок расположен в зоне Ж-4 (зона садоводств и дачных участков), согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Сидоровское сельское поселение» Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от 13 февраля 2019 года № 213-III (далее - Правила землепользования и застройки муниципального образования), размещение объекта индивидуального строительства на данном участке не допускается в соответствии с его основными видами разрешенного использования. Административный истец, выражая несогласие с принятым Сидоровской сельской администрацией решением, указал, что по правилам статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 217-ФЗ) на садовом участке разрешено строительство садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, свободен от обременений и прав третьих лиц, его использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, вид разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» предусматривает возведение на земельном участке жилого дома, в связи с чем принятое административным ответчиком решение ограничивает его права как собственника.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Сидоровской сельской администрацией представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором приведены доводы о несогласии с административным иском.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Долгушев А.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание его доводы о том, что положения статьи 3 Федерального закона
№ 217-ФЗ совместно с положениями Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540, допускают строительство жилого дома на земельном участке с разрешенным видом использования «для ведения садоводства». Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Сидоровской сельской администрации не явился, о дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения Долгушева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу усматриваются основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Долгушев А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, указанный земельный участок отнесен к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «Для садоводства». Правилами землепользования и застройки муниципального образования земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-4 (зона садоводств и дачных участков). 11 января 2021 года
Долгушев А.А. обратился в Сидоровскую сельскую администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. Уведомлением от 12 января 2021 года № 11 административный ответчик сообщил о недопустимости размещения на спорном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В обоснование принятого решения Сидоровская сельская администрация указала, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-4, а основные виды разрешенного использования земельных участков указанной зоны не допускают размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика имелись правовые основания для выдачи оспариваемого уведомления, поскольку спорный земельный участок имеет категорию земель «Земли сельскохозяйственного назначения», находится в территориальной зоне Ж-4, где основными видами разрешенного использования являются ведение огородничества и ведение садоводства, в связи с чем он не может быть использован для индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения Сидоровской сельской администрации, выраженного в уведомлении
от 12 января 2021 года <№>, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду следующего.

В силу частей 10 и 11 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Данный перечень оснований для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является исчерпывающим.

По смыслу приведенных правовых норм уведомление застройщика по основанию недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке возможно только в двух случаях – при несоответствии земельного участка виду разрешенного использования, и (или) ограничениям, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона № 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона № 217-ФЗ для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Частью 2 статьи 23 Закона Федерального закона № 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки муниципального образования определены основные виды разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-4 (зона садоводств и дачных участков), в границах которой расположен земельный участок административного истца. Одним из видов разрешенного использования земельных участков является «ведение садоводства» (код 13.2).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).

Согласно пункту 13.2 Классификатора «ведение садоводства» включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей. В описании вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) жилой дом определен как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Учитывая изложенное, решение Сидоровской сельской администрации от 12 января 2021 года № 11 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем административному истцу, по основанию несоответствия виду разрешенного использования нельзя признать законным. Текст оспариваемого уведомления не содержит ссылки на норму Градостроительного кодекса Российской Федерации, послужившую основанием к принятию решения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Указание в решении суда на отнесение земельного участка, принадлежащего административному истцу к землям сельскохозяйственного назначения, на которых в силу закона запрещено возведение жилых домов, не может быть признано правомерным, поскольку данное обстоятельство исходя из буквального толкования имеющегося в материалах дела уведомления не являлось основанием для отказа согласования планируемого строительства. По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы административного ответчика в части отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл, постановленное по настоящему делу, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене по пункту 4 части 2
статьи 310 КАС РФ.

Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита граждан от незаконных действий (решений) или бездействия органов публичной власти. Суд проверяет законность действий (решений) или бездействия органов публичной власти, но не вправе подменять своими решениями их полномочия. Если орган публичной власти фактически не принимал решения в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ на Сидоровскую сельскую администрацию следует возложить обязанность повторно рассмотреть уведомление Долгушева А.А. от 11 января 2021 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл
от 20 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Долгушева А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Сидоровской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, выраженное в уведомлении о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 12 января 2021 года
<№>.

Возложить на Сидоровскую сельскую администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл обязанность повторно рассмотреть уведомление Долгушева А.А. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в течение тридцати дней со дня вынесения настоящего апелляционного определения и сообщить об исполнении решения Медведевскому районному суду Республики Марий Эл и административному истцу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий

О.А. Петрова

Судьи

С.Г. Орлова

И.Н. Смышляева

33а-1386/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Долгушев Алексей Александрович
Ответчики
Сидоровская сельская администрация Медведевского муниципального района РМЭ
Другие
Бирюков Александр Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
20.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее