Решение по делу № 2-1342/2024 от 28.03.2024

      91RS0-59

      № 2-1342/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    21 мая 2024 года                                                                              город Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего    ФИО10

при помощнике судьи        ФИО5,

с участием прокурора – ФИО6, представителя ФИО3ФИО7, представитель Администрации г. Керчи Республики Крым – ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах ФИО3 к Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье,

УСТАНОВИЛ:

28.03.2024 заместитель прокурора города Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым, действуя в интересах ФИО3, с иском к Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просило возложить на ответчика обязанности предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.

Заявленные требования мотивированы тем, что 06.02.2024 в прокуратуру города Керчи поступило обращение ФИО3, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья, в ходе проведения проверки по которому выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Керчи Республики Крым.

Установлено, что ФИО3 является ребенком, лишенным родительского попечения и она включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г. Керчи, номер очереди - 259. Собственное благоустроенное жилье у нее отсутствует, Администрацией города Керчи Республики Крым заявителю по состоянию на 06.02.2024 жилье не предоставлено. Вместе с тем, требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории. Таким образом, бездействие Администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер к предоставлению ФИО3 благоустроенного жилья нарушает гарантированные ему Конституцией Российской Федерации и иными законами жилищные права и свободы.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, определением суда от 03.04.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (л.д. 30).

В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФИО3ФИО7, также поддержала исковое заявление, просила его удовлетворить.

Представитель Администрации г. Керчи Республики Крым – ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала на то, что у них отсутствует финансирование.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее – Закон Республики Крым №46-ЗРК/2014) в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно частям 1, 2 статьи 3 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

В силу положений статьи 9 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Как усматривается из материалов дела, ФИО3, родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями, являются: отец – ФИО1, мать – ФИО2 (л.д. 14).

ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти -АП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, лишен родительских прав в отношении ФИО3 (л.д. 23).

На основании решения исполнительного комитета Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении опеки и попечительства, снятии опеки и попечительства» ФИО3 был назначен опекун – ФИО9 (л.д. 14-15).

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по <адрес> (л.д. 7).

В рамках проведения прокурорской проверки, получен ответ Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО3, состояла на первичном учете в органе опеки и попечительства <адрес> с 2003 года, в связи с тем, что мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 участие в воспитании дочери не принимал. ФИО3 жилья в собственности не имела, жилое помещением не сохранялось (л.д. 10).

Согласно информации Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер по списку детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения – 259 (л.д. 6).

Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, недвижимое имущество, принадлежащее ФИО3, на праве частной собственности не зарегистрировано (л.д. 9 оборот).

Изложенное, с учетом норм действующего законодательства, свидетельствует о том, что ФИО3 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения.

Также, суд полагает необходимым отметить, что на муниципальное образование возложена обязанность по предоставлению жилого помещения. Реализация же этой обязанности, связанная с взаимоотношениями муниципального образования и органами власти субъекта Российской Федерации, в том числе по поводу финансирования, на объем прав истца не влияет, поскольку права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также лиц из их числа, не ставятся законом в зависимость от наличия соответствующего финансирования, а также от выполнения взаимных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 09 апреля 2002 года №123-О, от 04 марта 2004 года №80-О, от 15 июля 2010 года №955-О-О от 25 ноября 2010 года №1543-О-О, от 24 февраля 2011 года №161-О-О и др.).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым №46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок).

Согласно пунктам 5, 8, 9 Порядка распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.

Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым.

Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год.

При этом, соглашение о предоставлении субвенции между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и Администрацией города Керчи Республики Крым на обеспечение ФИО3 жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования не подавалась. В действиях Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым отсутствуют распорядительные функции, указывающие на отказ в перечислении согласованной субвенции.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах ФИО3 к Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица: Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилое помещение специализированного жилого фонда по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.

2-1342/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Головченко Светлана Олеговна
Дело на странице суда
kerch.krm.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее